Наверх
Вниз
whatsapp-image-2022-02-27-at-16-00-56-1-1024x490

Какие наши годы!... Форум для пенсионеров и не только.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ирина Снегова… Поэзия

Сообщений 211 страница 240 из 244

211

Чем -то это стихотворение другое напомнило, Высоцкого, "Москва - Одесса".
"...В Тбилиси — там всё ясно, там тепло,
Там чай растёт, но мне туда не надо!"
  А у Снеговой хорошие стихи, простые, понятные.

0

212

Вмёрзла в небо звезда
И кругла и густа,
И одна – вдалеке от созвездий, –
На очищенном месте.
Свод и зелен и синь,
Свет с верхов и низин,
Тишь – в мерцанье...
Снег игрист и глубок,
И пейзаж, как лубок
На старинном базаре,
Где-нибудь под Рязанью.
Белых стуж торжество –
Щёки жжёт Рождество!
Рождество? – Плод фантазий
Тёплой одури Азий.
А у нас – ни следа,
Только вмёрзла звезда,
Как слеза в неба око;
И молчком, ни упрёка!..
Уф, как холод неистов,
Нем и огненен путь, –
Точно вопль атеиста:
– Слушай, господи, будь!
Больно стужа пуста!..
Вмёрзла в небо звезда.
Навсегда. В стороне
От созвездий –
Вне!
На лобном,
На пагубном месте.

1968

0

213

https://kvotka.ru/images/2021/01/14/jQohI7MCyp4.md.jpg

Оставьте вечер звездный и метельный
Чему хотите - скуке иль веселью...
Но если день был трудным,
и сомненья
Швыряли вас, как мячик по арене,
И неудачи сыпались злорадно,
Мелькая, точно в киноленте кадры,
И вечер не приносит перемены,-
Ложитесь спать.
Пораньше непременно.
Ложитесь спать.
Хотите книгу? ладно.
Чужая жизнь? Вот и в ней нескладно.
Ложитесь.
Обойдется. В самом деле.
Я попрошу, чтоб рядом не шумели.
У двери постою.
Вот здесь. За нею.
Ш-ш! Полно.
Спите.
Утро мудренее.

Ирина Снегова

0

214

Сны славятся неразберихой,
А в этом властвовал порядок.
В нём было чисто, пусто, тихо.
Мне снился голос. Где-то рядом –
И в отдаленье. Ровный, дельный,
Твой. Лишь слова неразличимы.
Твой. Живший от тебя отдельно,
Незаперто, не под личиной.
Твой... Несмотря на все старанья,
Мне было ничего не видно.
Всё было пусто – ни собранья,
Ни торжества, ни панихиды.
И только голос, ночь тревожа,
Всё нарастал, как глас в пустыне.
И не затих... И всякий может
Во мне его расслышать ныне.

(из цикла "Я жизнь свою слышу" в книге "Три дождя")

0

215

ПОЭЗИЯ

Не знаю, как она пришла,
В какой заснеженный денек
Меня из дома повела
Петлями мартовских дорог;

В какой весёлый дачный день
В бору мне показала пень,
Сказав, что это сторож-дед
В дырявый пиджачок одет,

Что сказка спит в родном краю,
Что бродит дуб тропой лесной, -
Но тайну первую свою
Я ей доверила одной.

И первых радостей восторг,
И горечь первых злых обид
Связались ниткой первых строк,
Хоть их блокнот и не хранит...

Она, как старшая сестра,
У пионерского костра
Вела рассказ, мечте сродни,
Про волочаевские дни,

Про славу смертного пути,
Про шум знамен и скрип ремней,
Про доблесть двадцати шести,
Про юность матери моей.

Неудержимо, одержимо,
Хоть с каждым шагом путь трудней,
Как восходящий на вершину,
Я падала, но шла за ней.

И в самый чёрный день, когда
В мой дом молчком вошла беда,
И стоном застонала ночь,
И мне никто не мог помочь,

Никто не мог, никто не мог,
Ни плач, ни друг, ни врач, ни бог,
И все, что было мило мне,
На белой стыло простыне,

Она сказала мне, коря:
- Ты веришь, что жила не зря?
А раз не зря, так надо жить,
Собрать тетрадь, листки сложить...

Не плачь, от слез мокра земля,
Будь щедрой мужеством души,
Живи, его с другим деля.
Бери перо. Садись. Пиши...-

Всегда, в мечте и наяву,
Она была судьбой моей,
И если я ещё живу,
Я тем обязана лишь ей.

То тихой флейтой, то трубой
Она звала меня с собой.
Я шла за ней среди камней,
Но все трудней шагалось ей.

Как стекла битые, звучали
Пустые, праздные слова...
Но так же, как тогда, вначале,
Я знала, что она жива.

Она жива необоримо,
Как буря в робком ветерке,
Как нива, что огнем палима,
Как вечность в тютчевской строке!

Пусть путь ее от века труден, -
Она идет, презрев покой,
Свою любовь к земле и людям
Неся на строгий суд людской.

Ирина Снегова

0

216

Книги пахнут временем
И тленьем,
А на их источенных
Страницах
Тленью неподвластное
Хранится.
Прахом, пылью полок,
Прелью талой
Пахнут книги…
Славой и опалой!
Дымом, боем,
Марсианской трассой,
Новизной
И типографской краской!

Ирина Снегова

0

217

Гурген Борян

КАК МОЖЕТ...

Обдав меня стужей глаз,
Ты мимо прошла сейчас.

А улица солнца полна —
По городу бродит весна.

Ответь мне, ответь, ответь:
Как могут ручьи сиять,
Как могут люди шуметь,
Деревья в цвету стоять,
И этот пустой простор
Слепить густой синевой,
И птиц сумасшедший хор
Носиться над головой,

Когда ты прошла сейчас,
Обдав меня стужей глаз...

ПРОЩАНИЕ

Мы не заметили с тобой,
Как сумерки сошли в поля,
Как стала тёмной и скупой
На краски щедрая земля.

Как вечер, смутен и широк,
Запутал ниточки дорог.
Но вдруг шепнула ты: — Взгляни,
Вон загораются огни...
Мерцали, плыли огоньки,
То так близки, то далеки...

Но знала ль ты, что я в тот миг
Ловил огни в глазах твоих?
И были эти огоньки
То так близки, то далеки,
Так далеки.. . Хоть рядом мы
Сидели средь весенней тьмы.

(Перевод Ирины Снеговой)

Гурген Борян — армянский поэт, драматург, сценарист.

https://d.radikal.ru/d14/2104/02/d2bca044719f.jpg

Вчера было 50 лет со дня смерти Гургена Боряна.
Родился 20 июня 1915 в Шуше.
Умер 15 апреля 1971 в Ереване.

0

218

Ирина Снегова

(из книги "Как бы там ни было")

УРАГАН
(Домашние заметки)

Шура опять уехала в деревню. И опять неизвестно на сколько. Всё время так. Здесь поживёт — соскучится, там — тоже затоскует. Отсюда — туда, оттуда — сюда. Божилась, что к Октябрю — после картошки — приедет. Через полгода, но — хоть бы! И опять покатились обвалом чашки-плошки. Дни побежали, как молоко по плите, оставляя запах гари и удивление: уже? из-за стола за стол?
А где-нибудь в очереди и вовсе думалось: как там в Нагорной проповеди — «и враги человеку домашние его»? А уж совсем вечером, в тишине и прибранности, раскаянно: о, только б навеки так было! И ещё страдала, что надо было при Шуре успеть и то начать, и это закончить. А теперь ничего успеть нельзя. Некогда. И как это считалось, что время гонит лошадей. Ни лошадей, ни времени, и никто никого не гонит. Расщепляется. На глазах. Исчезает, оставляя ядовитые обломки.
Почти всегда, в разгар неподходящих мыслей, раздавался звонок в дверь, и вторгалась Анна Наумовна, соседка снизу. Общественница. Воительница. Бывший прокурор. Вечный всем помощник, человек редкой доброты и неутомимости. Она приносила что-нибудь (купила тебе заодно творога или там апельсинов). И начинала «подымать мой дух».
— Ирина,— говорит она, грозно умножая «р»,— что ты из всего тррагедию делаешь? Ну что за барство? А ты читала в «Комсомольской правде» — десять человек детей. Десять! И все в порядке, и никаких трагедий, и образцовая семья. И мать не хуже тебя. Можно всё успеть, если прравильно оррганизовать быт. Конечно, коллективно. И нужно трудовое воспитание. Тррудовое! Вот если бы тебя не оберегали как тепличное растение, ты бы жила без трагедий. Нужно детей по снегу босиком водить— закалка против любой детской болезни.
И я, посрамлённая, терзалась неполноценностью. И ничего не успеваю, и детей не десять, и по снегу босиком не вожу, и воспитываю тепличное растение, и сама тепличная, и было как когда-то в детстве, когда Анна же Наумовна останавливала меня во дворе:
— Слушай, ты нормы ГТО сдала? И с парашютом тоже не прыгала? Ну и растят тебя. Вся страна прыгает (а страна и верно прыгала), и только ты, Иррина, в стороне. Тепличное растение. Хоть бы в парке культуры... с вышки.
И долго я боялась с ней встретиться.
— Не прыгала ещё?
Нет, так и не прыгала.
А Шура опять уехала. Повезла 20 кг муки, 10 кг крупы, 5 кг баранок и всяких всякостей. И конечно, кофе всякого — тонкий знаток. Хозяйственная она да и денежная. Быстрая, и хоть каждый день гостей — пожалуйста. Умеет. Ну, предмет зависти и удивления. Конечно, не без странностей. Все говорят. Ремонт! Ох, где она теперь, ангел мой, со своими странностями. И чему, например, удивляются? Что это там у вас, радио? Нет, зачем... А!.. Как с кем? Сама с собой! Нет, ну почему гудит — стихи читает... Ну, что значит «какие» — слов же не разобрать. А иногда, в плохом настроении, поёт. Разбираю. «Интернационал». «Вставай, проклятьем заклеймённый»... Но ведь от этой чёртовой кухни запоёшь. Да и от нашего гастронома тоже. Вот и я сейчас примусь. «Вставай...»
Очень она меня жалела, уезжая. Слышу, просит: «Уж вы по дороге, когда, захватите». Уговаривает: «Ну, ты на два литра чашку всыпь. Всыпешь? А картошку потом, столбиком. Нарежешь?»
Режу столбиком. Сколько их! Можно целый свет застолбить. Ну, да не целый. Заладили — быт, быт! Все кругом. Стоном.
Мне снился сон: под звёздной рябью,
Как в поле крест, стою одна я
И проклинаю долю бабью,
За всех живущих проклинаю.
Проклинаю — выдумала! Живём же. Постыдилась бы. Дома же сидишь. А вот Фира, самая счастливая, в 6 часов 40 уже выезжает поездом из Химок до Новой.
В конце концов работать можно и ночью. Хорошо. Тихо, телефон молчит. Только спать хочется. Укачивает. Как на корабле... В океане. А он так и сказал: «Здравствуйте. Я привез вам подарок из Индийского океана. Когда можно передать?» А Шура запричитала: «Да что это вы всех незнакомых, с улицы... Да мало ли какой!.. Моряк!.. Это всякий и моряк? И на что он нужен, моряк этот!»
Конечно, я согласна с мнением, что литератор должен жить обычной, заурядной жизнью: любить ближних, растить детей (ещё Чехов на этом настаивал), а энергию поберечь для творчества. Согласна. Только вот энергии где взять...
Впрочем, теперь-то что. Теперь диво дивное. А вот пока не вырастишь — смерть как плохо. Не то что писать... Ни на шаг. И как белка в колесе. А если пишешь, один пессимизм получается! Неподходящий. Сейчас-то что, а как было, и вспомнить страшно. А вспоминается!
«Будьте здоровы, это вы слушаете? Мы тут по объявлению. Ребёночек у вас? Это приятно. Только, знаете, мы с мужем, двое...»
Или низким голосом...
Она. Алло! Я по объявлению. Сначала ответьте на мои вопросы: что вы предлагаете человеку, которого приглашаете в дом.
Я. Ну, как что — хозяйство вести.
Она. Комнату, разумеется, предоставляете? Ванна?
Я. Да, да, конечно,
Она. Сумма?
Я. Договоримся, будете довольны,
Она. Стол?
Я. Как мы...
Она. Ставлю в известность — на икру и шоколад я не претендую,
Я. И я.
Она. Но — фрукты?!
Я. Если будут...
Она. Ваше служебное положение?
Ох, это положение! Как-то привезли пожилую баптистку. Очень, сказали, с детьми умеет. И умела. И вдруг,через неделю, задушевным голосом: «Не могу я у вас, извините. Не могу. Я, знаете, всегда жила у больших людей. Я привыкла, чтоб хозяину машину подавали, чтоб секретарша... А простота вот эта ваша и неприятна мне даже, и посоветую: в другой раз за стол не сажайте — уважение будет>. Расцеловала меня, перекрестила кроватку и ушла. К большим людям.
А мне привели другую старуху. Книги читала и курила. Через несколько дней сказала: «Остаюсь. Удобно. Одно только — пропишите племянника. Из Ташкента. Непьющий». А уезжая, на всю лестницу голосила: «Писательница! Племянника прописать не может! Знакомств, что ли, нет? Писательница! ..»
Конечно, нужно жить нормальной жизнью. И, в конце концов, есть же детские учреждения. Но когда, скажем, профессор говорит: «Нет, нет, надо растить дома. Вы же видите, все инфекции липнут...» Тогда впечатления, уж не взыщите,— какие есть. Дети же не виноваты, что вы писатель. А как бы хорошо отвести утром. Уж все и привыкли. Уже спрашивают: «Мама, а ты с папой в одном детском саду была? Нет? А как же вы поженились?»
Пожениться-то как-нибудь поженятся, а до этого?.. Впрочем, сейчас ничто, кроме ожидания, меня не касается: там на стене — крупно, печатно: «Срочно нужна в семью...» А помимо?.. А ничего и ниоткуда — живу, и всё.
«Какой паспорт? У меня его и нет давно. Я же с вас паспорт не спрашиваю: в честности не сомневайтесь— двадцать лет в торговой сети работала».
«Тяжёлая вещь одержимость пространством, когда вас привяжет судьба, как дворнягу»... дворняга — это я. А моряк оказался настоящим. В той самой чёрной форме, которая издавна тревожит женщин. Он вошёл загорелый, с небольшой светлой бородой и ослепительными зелёными глазами. Правда ослепительными. Принёс розы, как-то по-старинному поцеловал руку. Снял шинель. Двери комнат плотно закрылись и вытаращили замочные скважины.
В первый раз Шура постучала, чтобы спросить, что делать — кофе или чай. Второй раз, чтобы узнать — с молоком или чёрный. В третий — какие нужны рюмки. Обычно блёклое лицо её раскраснелось и помолодело лет на двадцать, нет — на сто. Чашки и рюмки звенели взволнованным звоном...
А теперь опять уехала. Тянет. И всё-то нас тянет, с суши на море, с моря на берег. Как это тогда он сказал: «Через месяц в океане начинаешь скучать по земле, через два — тосковать, а через десять — каждую ночь снится дом. Если он есть. Хорошо, когда такой вот, как ваш».
А мне-то снится вода. Огромная. Море? Океан не снится. Не видала. А в чём различие? А дом — это ведь трудно, труднее корабля.
И зачем она именно сейчас собралась? Столько дел. Мои товарищи, литераторы, уезжают в дома творчества, обивают пробкой двери кабинетов, отдельные квартиры себе заводят — специально для работы. Мешают им голоса. Впрочем, голоса и верно иногда больше мешают, чем кастрюли. В пустой кухне нет-нет да что-нибудь дельное в голову и придёт. Если не очень жарко. А чаще всего жарко, как в аду. Да, с трудом представляю себе своих коллег в фартуках. Это же роняет! Нужно же знать себе цену! А ведь кто не знает, что нет пророка в своем отечестве. Правда, что мне-то — бог с ним, с пророком, было бы отечество... А поставить себя надо бы уметь, да это кому дано. А то мне как-то Аннушка, очередная старушка (привели после конфуза с пропиской племянника), говорит: «Мяса у нас нынче на одну тарелку. Давайте мы с вами, чтобы не гонять-то мне, каши с молоком поедим, а мясо «самому» оставим. Нам-то что, а он всё ж таки головой работает». Мне эта Аннушка, сухонькая, с поджатыми губками, несколько лет снилась потом! И как снилась-то! С соской во рту. А получилось так. Я вошла в комнату, когда Аннушка вечером кормила ребенка кефиром из бутылочки. Сидит спиной к двери и кормит. И вдруг в оконном стекле вижу, как во сне,— сидит Аннушка, в платочке, сухонькая, и из бутылочки, из кипяченой, стерильной, через соску кефир тянет. Чмокает, как пьяница. «Господи,— говорю,— что вы, зачем? Возьмите в холодильнике бутылку. Это же детский, из консультации». А она: «Детский-то самый пользительный и есть». Уж и не помню, куда она потом делась. Может, и на метле улетела. Нет, кажется, из милиции пришли, головой-то работают...
А работать головой и верно трудно. Одна известная композиторша рассказывала мне. Как-то заработалась (головой) — писала фортепьянный концерт. Сидит играет. Слышит — где-то шум. Заперла дверь кабинета. Сердится — откуда шум. Вдруг дверь с грохотом — вон. Боже мой! Композиторша чуть не замертво: ворвались пожарные:.. Со шлангом, в касках — и чад... Оказывается, она ещё утром поставила макароны. Конечно, забыла. Так ведь или макароны, или фортепьянный концерт. А в соседних квартирах заметили — дым сквозь дверь, и — пожарников. Воображаю, однако, этих пожарников у Петра Ильича, скажем. «Ка-акие ма-ка-роны, господа??»
А моряк, как и все моряки, курил трубку. Курил и рассказывал, что штурман, что легче назвать места, где не был. «Вот этот коралл, например,— он достал из чемоданчика белый, редкой красоты куст,— я привез вам из Индийского океана, с острова Чанги. И не слышали? Когда подходили к нему, был туман, совсем голубой. И стоял странный звон. (Я и теперь, когда гляжу на эти белые извивы, его явственно слышу. Понятно — это кажется. Но не проходит.) Такой тоненький. Птицы особые. Вnpoчем, так не расскажешь. Подарок мой вам не кораллы. А звуки, которых, я подумал, вы так никогда не услышали бы».
Он достал из чемоданчика маленький японский магнитофон, поставил на мой стол: «Сейчас вы услышите всё наше десятимесячное плавание. И ещё я записал кое-что из того, что видел особенного — это я вам расскажу. Как это у вас... Как это у вас — «Тяжёлая вещь одержимость пространством...». Я и решил...»
Тяжёлая. Помню, написала это в ярости, подвывая, как дворняга. Должна была улететь в Среднюю Азию, в последний момент — всё сорвалось. Нюра, тихая, надёжная, вдруг сказала: «Спасибо вам, отдохнула я душой. Видно, правильно я решила — пойду на месяц какой к ребёнку. От детей — спокойней. Врачи сказали — обстановку сменить. А то нервы расшатались. Уж я теперь признаюсь вам, почему пошла по объявлению-то... нервы.
Чуть мужа своего топором не зарубила. Соседи отняли. Нy, теперь поеду, спасибо. Небось ума решился, где я». И она поехала. А я осталась. «Тяжёлая вещь...»
Какое пространство! Пришла Райка, блондинка в локонах. Жила у спортсменов. Долго! Месяц! Уволили. Как, почему? Материальное положение не позволяет больше. Что делать, беру. Скоро начинаем звать Айка. Поставит на огонь пустой чайник — ай! Поставит полный, без огня — ай! В счастливом случае, когда и вода, и огонь, крышкой не закроет, и опять — ай, ай! На даче расхаживает только в купальнике. В моём. Однажды входят в комнату двое мужчин. Спрашивают меня. Я говорю: «Здравствуйте, это я». А они говорят: «Не вы. Вон,— говорят,— вы...» — и идут к Айке. Оказывается, когда она в Парке культуры знакомится, то представляется: «Поэтеска Ира Снегова».
Куда там было ехать. Ни на шаг. На десять минут к соседям ушла, помню. Подхожу и вижу сквозь дождь (дело осенью) — на террасе у нас керогаз (тогда ещё не было газа). Огромный, и самая большая в доме зелёная эмалированная кастрюля — пышет. А рядом, на горшке, наследница моя полутора лет от роду. На расстоянии локтя, Ноги отнялись, еле дошла тихо, чтоб не спугнуть, чтоб не встала. А Раи — нигде. А потом: «Ай! Забыла. Причесаться ушла и забыла». Скоро её, слава богу, сосед-профессор переманил. Вдвое денег положил. Я и то замечала, что давно его мой купальник привлекал.
А через несколько лет в Москве — звонок. Открываю. Дама в роскошной цигейке. Райка. С плиткой шоколада в руках. Разделась. Толстая. Теперь ей купальник мой на нос годится. Ходит по комнатам, головой качает: А столовая у вас всё та же. Что вы! У меня всё полированное, немецкое, как зеркало. Мы в Ленинграде. Муж раньше военный был. Я тогда же вышла. Да, помните, приходил, поэтеску-то спрашивал? А теперь в ящике, на кадрах. И я на кадрах. Ответственность. Вот только и трудностей у меня что с ребёнком. Девочка. Скоро два годика. Хорошо — бабушка, а помрёт — на чужую не оставлю. Изуродуют...»
Торжественно надев цигейку (скосилась на вешалку: а у вас всё та же), Райка пошла к спортсменам. Тоже с шоколадом, тоже — утереть.
«Это что ж за барыня за такая была? — спросила Анисья Ивановна тихим своим голоском (тогда уже она к нам переехала).— Ходит — заладила: всё та же, всё та же1 Какая...— А потом задумчиво: — Не привёл бог около вас пожить... я бы их никого близко бы... А теперь что я, обуза одна. Разбрюзгла. Восьмой десяток — только дверь отворяю, за мной ходите. Это если б тогда, когда я к вашим-то пришла (к свекрови моей)... Да что я это — вас ещё и на свете не было...»
Душе уютность, да различишь за стеной чтение (непедагогичное, вредное, как говорила Анна Наумовна). «..А ты слушай да кушай. И по-шёлко-ролькко-роле-ве своей...» И спокойно. И будто не сирота... Царство небесное.

0

219

Продолжение

Однажды я сидела около неё. Она поправлялась от какой-то простуды, что ли. Разговаривали. Про то, про сё. Про старое время — разве сравнишь: «Раньше в деревне ни у самого богатея телевизора, ни-ни, не было, а теперь, поди, через дом». Про новое: «Самолёты, корабли, а лошадей нет... Дóроги, что ли, они!.. Иринатоль! А что есть окиян? Море знаю. Возили ваши-то — красиво. А окиян — что ещё лучше. Различие — какое?»
Я. Да ведь и я не видала. Знаю, что большой.
Она (задумчиво). Большой. Вот и вам не пришлось. Не горюйте — всё, может быть, увидите ещё. Увидите...
Океан дышал в маленьком чёрном ящичке на моём столе. Дышал, как живой. Сначала сквозь марш духового оркестра. Старинный марш. Ни с чем не сравнимый вздох. «Это «Прощание славянки», под него мы уходим в рейс и входим в порт».
Под него, видно, давно уходят корабли. И плачут женщины — нынешние в мини или в брюках. И давние, в длинных платьях, шляпах с перьями и кружевными зонтиками. Или в простых платочках и полушалках. И слёзы те же. Что ни говорите, всё равно — те же разлуки или встречи. И духовая музыка та же. Будто время вдруг остановило расщепление и слушает духовой оркестр. И доме была тишина. Я открыла двери, зная, что и они (домашние мои) слушают. Однажды так в Севастополе на бульваре заслушался его, загляделся на гардемарин молодой Паустовский. Потянуло и его. Очень захотелось взять что-нибудь морское, на память... Лет через шестьдесят после этого, прочитав об этом случае у Паустовского, гость мой решил привезти своему любимому писателю морской сувенир.
«В бухте Святой на Сахалине попросил знакомого водолаза достать хоть какую-нибудь частицу затонувшего там фрегата «Паллада». И привёз Константину Георгиевичу обломок затонувшего корабля. Паустовский был болен. Уже плох. Разрешили посещение на пятнадцать минут. Проговорили три часа. Очень обрадован был Константин Георгиевич, всю жизнь тянуло на море. Океан. Просил в другой приезд непременно прийти. Но в другой приезд, через три месяца, Паустовского уже не было на свете... А я тягой к морю заразился ведь у него...»
В крошечном чемоданчике вздыхало и гудело. Катилось. В тесноте его таился ветер. Иногда звучали новые, неизвестные голоса.
«Вот над нами тучи птиц. Они облепили нас. Белые, огромные. Буревестники... Слышите? Это их голоса...»
В ящике бились птицы.
«Мы подходим к Южной Африке. Это мелодии Южной Африки...»
В ящике, задыхаясь, надрывались ритмы и голоса.
«Вы слышите говор Гонконга? Это улицы. Это толпа. Это базар. Слышите?»
«Над нами чёрное небо Южного полушария. Очень тихо. Слышите, как тихо. Черно внизу и вверху. Ветер несёт откуда-то с берега запахи уж и не знаю каких растений... Над нами Южный Крест... Прославленный Южный Крест...»
Потом — плеск. Это праздник дельфинов. Они кружатся, кувыркаются, забавляют команду. И долго, долго провожают потом. Почетный эскорт...
«Слышите взмахи? Вокруг летучие рыбы. Они перелетают через корабль, они летят высоко над водой. Их тянет ввысь...>
И вдруг — рёв. Скрип, вой, грохот, рычание. «Не пугайтесь, это знаменитый ураган Изабелла. Я записываю у себя в рубке, на самой верхней точке. Волны как ваш дом. Крен корабля — сорок пять».
И в доме была настоящая Изабелла. И он накренился. И было страшно, и нестрашно, потому что это устойчивый дом.
«Десятый месяц мы плывём... Как хочется в Россию, чтобы снег и тепло... Рассвет. Небо зелёного цвета. Ярко-зелёного. Какая широта, О вы, живущие в тесных домах, позавидуйте нам...
Позавидуйте нам! Который месяц... Как хочется на землю, и чтоб был на ней прочный дом...»
Двери были открыты. Все женщины слушали. Думали. Все про своё.
Шура, наверно, что пора в деревню: всех денег не заработаешь. Пора.
Дочка, думаю, что нет уже никаких сил жить как в тюрьме. Жизнь проходит — вот уже и девятнадцать. А где-то Южный Крест. А рядом — моряк, и видно, что красивый, и что, чёрт возьми, пора на занятия.
Я — что всё-таки, всё-таки... жизнь, хоть и так уж сложна, а всё-таки.
А гость мой, знаю,— что должен быть, должен же быть прочный дом на берегу. И вы не можете себе представить, как без него...
Шypa опять уехала в деревню. Может быть, на полгода, может, побольше. Неужели не приедет? Приедет, думаю. Ведь уже сколько лет так. Скажет: уж больно тихо там. Да и кофе... Хочу грохота, как, помните, у вас ураган.
А мне иногда снится, что я плыву и не страшно, потому что по бокам дельфины, а где-то духовая музыка.

Ирина Снегова

(из книги "Как бы там ни было")

+1

220

Окаянная каторга быта,
Идиотская бестолочь дней,
Сколько вами разбито, зарыто
Лучших помыслов жизни моей!

Ирина Снегова
1965

0

221

ИОГАННЕС РОБЕРТ БЕХЕР

ПЕСНЬ НАД РУИНАМИ

I
Мы бродим меж развалин,
Они ползут на нас.
Мы славим меж развалин
Свиданья горький час.

Ты помнишь, с колоннадой
Здесь был нарядный дом?
Но рухнула громада,
Дома подмяв кругом.

«Идём, идём отсюда! —
За мной летит твой зов. —
Укрыли эти груды
Немало мертвецов».

Сады ль шумят листвою,
Луга ль у ног легли?
Увядшие обои
В щебёнке и пыли.

Таблички с номерами
Былых домов видны,
В пустой оконной раме
Застыл портрет войны.

Ты помнишь дом с оградой,
Пекарню, лавку, сад?
Дрожащие фасады
Над головой висят.

Так в мусор превратилось
Привычное жильё.
В нём наша жизнь светилась,
Кто нам вернет её?

Мы бродим меж развалин,
Жестка войны метла…
Золою мир завален,
Всё сожжено дотла.

II
«Где взять нам силы столько?
Садись, передохнём…»
«…О кубики для стройки
В мальчишестве моём!

Набор лежал под ёлкой
В рождественском огне…»
Молчал я долго-долго,
Но сон сошёл ко мне.

Когда-то в детском рвенье
Я стройки воздвигал
И сам в благоговенье
Пред ними застывал.

О тяга ввысь, о жажда
Сверхдалей, сверхвысот!..
С подъёмом башни каждой
Мужал мечты полёт.

Я воздвигал соборы,
Где колокол гудел,
Где в витражей узоры,
Дробясь, закат глядел.

Так я играл, но камни
Клал в ящик перед сном,
Так строил я, пока мне
Сон не приснился: в нём,

Соскучась по свободе,
Во тьме, как звёзд рои,
Кружились в хороводе
Все кубики мои.

Из ящика спускались
На коврик, как на луг,
И сразу в пляс пускались,
И… замком стали вдруг.

Сверкали люстры в зале…
Я крикнул: «Чей здесь дом?»
И кубики сказали:
«Народ — хозяин в нём».

Но радость нам сулилась
Не только властью сна,
И стройка б окупилась,
Да… рухнула она.

Пожары заметались,
Стал чёрен небосклон,
Лишь стен куски остались,
Как след иных времён.

III
«Но сон — на что он годен?»
Оглохла тишина.
Мы меж развалин бродим,
Война вокруг, война.

Жизнь взорвана бесследно,
Дымятся пустыри.
Нагнись, с земли последний
Обломок подбери.

Одним полны мы оба —
Глядим в лицо судьбе.
Вдруг шепчешь ты: «Ах, что бы
Мне подарить тебе?»

Весь свет стал свалкой пыльной,
Ни сил, ни крова нет,
Но в этой тьме могильной
Всплыл новой веры свет.

Твой сон был освещён им,
Он добрым, сон тот, был…
Встань, распрямись — ещё нам
Немало нужно сил.

Не век рыдать на тризне,
Прав сон был детский твой —
Страну поднимет к жизни
Народа дух живой.

Жива в нас вера эта
С далёких детских дней,
Она вернёт нас к свету,
И мой подарок — в ней!

IV
Мы бродим меж развалин,
Они глядят на нас.
Мы славим меж развалин
Свиданья горький час.

Но всё пришло в движенье,
Подъём, ещё подъём!
Людей, камней круженье,
Совсем как в сне моём.

Ты плачешь? Слёзы сами…
О воскрешенья срок!
Встаёт за камнем камень,
Прекрасен и высок.

Немецкая лопата
За дело принялась,
И грохота раскаты
Надеждой полнят нас.

Удача ждёт любое,
За что взялся народ,
Преодолев былое,
Мы тронемся вперёд.

Поёт о новой чести
Народ, обретший власть,
О радости всем вместе
За камнем камень класть.

О жажда совершенья,
Народной воли срок!
В той воле воскрешенья
Германии залог.

И колоннада краше,
Нарядней, чем была,
На праздник жизни нашей
Глядит, как день, светла.

Ты помнишь здесь лавчонку,
Пекарню, сеть оград?
Здесь нынче вырос звонкий,
Для всех разбитый сад.

Весь сор без снисхожденья
Расчищен в краткий срок,
И праздник возрожденья
Окрасил наш восток.

А здесь, ты видишь, рядом
Встал новый светлый дом?
Зовут нас окна взглядом:
«Сначала жизнь начнём!»

И розы возле дома
В хмельном дыму цветут…
Ты шепчешь, как сквозь дрему:
«Играют дети тут…

…И наш ребёнок тоже…
Он будет, милый мой?»
И шепчешь ты: «О боже,
Идём, идём домой!»

V
Мы бродим меж развалин…
О, был бы дом у нас!..
Мы славим меж развалин
Возврата к жизни час.

(Перевод Ирины Снеговой)

ИОГАННЕС РОБЕРТ БЕХЕР Немецкий прозаик и поэт, министр культуры ГДР.
Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами».
Родился 22 мая 1891 г. в Мюнхене
Умер 11 октября 1958 г. в Восточном Берлине

0

222

Яблочный год

Всё давно-предавно отцвело,
И ничто потому не томит,
Не щемит,
Никакие жасмины, ни зори.
Август ценит покой — срок такой.
Зреют яблоки. Падают — стук!
Сад роняет из рук...
Вечера появились. И кузнечики.
Долго поют, создавая уют.
И во тьме наливаются звезды.
Всё крупней. И, как яблоки.
Дрогнув, летят.
Чья — когда...
Не беда!
Ах, как небо черно. Все оно —
Утверждают ученые люди —
Там, вверху,— не пространство,
А время... Категория времени. Лет
Миллиарды... И — кто их сочтет!
Человеку простому ни зги
В этом времени черном
Не видно.
Только звезды,
Как яблоки, звезды
Обрываются. Вдруг,
Может, где-то
И слышны эти шорохи света —
В прорве времени
Краткости звук:
Стук... тук-тук...

Мне твердили весь век
Средь обид и забот:
Заживет, обойдется,
Быльем порастет...
Я стою, я смотрю —
Лето прет напролом —
На глазах моя жизнь
Порастает быльем,
А над ним
В три погибели
Яблоню гнет —
В бубны ведер
Бьет яблоком
Яблочный год!

Это яблочный год, это яблочный год,
Это яблочный воздух мне спать не дает.
Это вам, за пустынность годов и стволов,
Вот он — нате! — ломающий ветки улов.
Набирайте, извольте, чтоб досыта, всласть —
Вы же видите, яблоку негде упасть...
Оглянулся бы он, дилетант, дурачок,
Тот фантаст, приручивший свой первый дичок!
Под крестом и под флагом — на башнях седых,
Знаком власти на левой ладони владык —
Взмыло яблоко! Смысл. Будь разумен и сыт...
И земля, будто яблоко, в темень летит.
Это яблочный год, это яблочный год,
Это шорох и гром, это ходиков ход.
Уж и наши-то яблоньки елям под стать...
Как тогда ты принес на плече их, все пять?

Только яблоки падают — стук,
Совершенно особенный звук.
Непреложный, неспешный, тугой —
Осторожный — над жизнью людской.
Не внезапно, и все-таки — вдруг:
Стук — грушовка, папировка — стук...
Воплощенье, свершение, срок,
Тяготения школьный урок?
Признак чуда в усилии рук:
Шевельнулось и — медленно — стук...
Что ты, вовсе не хочется спать!
Это яблоки... Слышишь — опять.
Совершается. Рядом. Вокруг...
Завершается огненный круг.

0

223

https://a.radikal.ru/a15/2108/86/fdfa3f356c33.jpg

Меленький-меленький, теплый, тишайший,
Еле заметный дождик идёт.
Лето молчит, доцветает, ближайшей
Осени ждёт.

Август, мой август, нет, я не горюю,
Слушая шепот пустынного дня,-
Просто стою я, просто смотрю я,
Как на земле без меня.

Ирина Снегова

0

224

Конечно, Гималаи круче,
Чем эти, цугом, тучи.
Но мне досталось только это,
И я не выбираю.
Я полагаю твёрдо – нету
Торжественнее края,
Чем небо это в лапах ёлок,
Его обрывок бледный,
Чем этот дремлющий посёлок
В густой истоме летней,
Чем эта белая терраса
В оплетьях винограда,
Чем жизнь моя, в которой сразу –
Сто гималаев кряду.

Ирина Снегова
1972

0

225

Сентябрь разъял зеленый цвет,
Разъединил его усилья...
Наполнил ели дымной синью
И красной сушью бересклет.
И рыжее разнообразье
Пустил по склонам вразнобой.
Живи и знай: твой главный праздник,
Твой высший день - в тебе, с тобой.
Внутри тебя возможность эта -
Однажды, пусть в конце пути,
Вдруг вспыхнуть непохожим светом
И жаром в небо изойти.

Ирина Снегова

0

226

Литературу делают волы.
(Жюль Ренар)

Литературу делают волы.
Столпы искусства все как есть – подёнщики,
Ломовики. Рояли и столы,
Резцы, мольберты – эк, вы тяжелы,
А горки круты... Но крушат их гонщики,
Летящие на высших скоростях,
Освистанные пулями и птицами,
Они рулят до ломоты в костях...
И суть не в том, что сыщется пустяк,
Чтоб в трёх шагах от финиша разбиться им.
Разбиться – пусть! В ярме сломить хребет!
Но блуда не творить с холстом и словом!
Сто раз пропав, лететь на красный свет
И брать подъём с отчаяньем воловьим!

Ирина Снегова
1965

0

227

***
Ах, как мы жили унизительно,
Как страшно жили, как несчастно,
Вам не понять и приблизительно,
Грядущие энтузиасты.

Хоть наши строки стихотворные
На зуб возьмите и на ощупь,
Печальные и непритворные
Они сложней… Всё было проще.

Ирина Снегова

1974

На фото: семнадцатилетняя Ирина Снегова (тогда ещё Ирочка Бальзак) - 1939 год, который забрал её отца.
(фото с сайта https://www.irinasnegova.com/ )

https://kvotka.ru/images/2021/10/06/x_CgVvEcshQ.md.jpg

Из биографии Анатолия Снегова (взято с того же сайта):

"Последние годы жизни А.И Снегов работал профессором экономической географии и руководителем кафедры экономической географии во ВЗИНО, в Московском Кредитно-экономическом институте, поскольку был уволен из Института Красной профессуры, отказавшись доносить на «врагов народа». Об этом Ирина Снегова писала в стихотворении «Шёл пароход»:
«...Всё, что отца мотало, всё, что его сгубило/....
/ Чистки, анкеты, сверки, гибель друзей – по тюрьмам...»

Не был репрессирован, поскольку в 1939 г. умер от туберкулеза, которым заразился на фронте во время Гражданской войны."

0

228

***
В нарядный день,
В парадный день
И без меня – хоть пруд пруди…
И в праздный день,
В твой красный день,
Не торопи меня,
Не жди.
День – дребедень,
Тень на плетень, –
Бегут, как по воде круги…
Оставь меня
На чёрный день,
Про чёрный день
Побереги.

1972

https://kvotka.ru/images/2021/11/07/1.md.jpg

0

229

***
Я люблю эту улицу
Вечером,
Ближе к ночи.
А в рёве дня,
Вся всклокочена,
Переверчена,
Мчится улица
На меня.
Самосвалов
Порожним грохотом,
Ста надсадных сирен
Вытьем.
Дребезжащим, визжащим
Хохотом
Тормозов
Над моим плечом.
Я люблю эту улицу
Вечером,
Только в самую поздноту,
Чтоб умытый асфальт
Отсвечивал
Красным, рдеющим на лету.
Чтобы липы ступали
Около
Чуть покачивались листы,
Чтоб далекое,
Ох, далекое,
Проступало из темноты.
Чтобы те,
С кем не будет встречи нам,
Как живые,
Все шли и шли…
Я люблю эту улицу
Вечером.
Фонари бы скорей
Зажгли!

1965г

https://kvotka.ru/images/2021/11/08/ROMANOV-ANATOLII-NOCNAY-MOSKVADO-1975G.md.jpg
Романов Анатолий Ночная Москва (до 1975г)

+1

230

***
А он – рывком:
Клянусь, что с вами...
Да нет – с тобой
(Твой вздох, твой взгляд!)
В каком-то из существований
Мы жили вместе
Жизнь подряд.
Не спорь, воспоминаю,
Вижу
То век искомое
Родство.
Старайся,
Опознай...
Поди же!
И я увидела его:
Тот срок
В стесненьях и раздольях,
Нас вместе –
До конца, до тьмы...
Во всех последующих
Долях
Припомнить эту
Тщились мы.
Искали
Смутно, трудно, разно
То, нам суждённое, –
Одно!
Чтоб так печально
И напрасно
Вдруг обнаружилось
Оно.

Ирина Снегова

0

231

ирина Снегова

Всё засыпало. Всякую ветку.
И Москва, как деревня, бела.
Это редко теперь. Это редко,
Чтобы улица белой была.
Чтоб дорога рассыпчатой искрой
Закипала у вас под ногой...
Ах ты, господи, как это быстро:
Всё – другое, и сам ты – другой!
1968

https://kvotka.ru/images/2021/12/07/4ee2b930ca066275d4f5a4c62427e193.md.jpg
Улица Моховая. Москва 50х-60хгодов

0

232

Засыпан снегом весь
Лес, точно старый дом:
Когда-то жили здесь.
А нынче - пусто в нём.

Стоит он, прям и чист,
Снегами убелён,
И только красный лист
Хранит на память клён.

Ирина Снегова
1951 г.

0

233

ВВмёрзла в небо звезда
И кругла и густа,
И одна – вдалеке от созвездий, –
На очищенном месте.
Свод и зелен и синь,
Свет с верхов и низин,
Тишь – в мерцанье...
Снег игрист и глубок,
И пейзаж, как лубок
На старинном базаре,
Где-нибудь под Рязанью.
Белых стуж торжество –
Щёки жжёт Рождество!
Рождество? – Плод фантазий
Тёплой одури Азий.
А у нас – ни следа,
Только вмёрзла звезда,
Как слеза в неба око;
И молчком, ни упрёка!..
Уф, как холод неистов,
Нем и огненнен путь, –
Точно вопль атеиста:
– Слушай, господи, будь!
Больно стужа пуста!..
Вмёрзла в небо звезда.
Навсегда. В стороне
От созвездий –
Вне!
На лобном,
На пагубном месте.

Ирина Снегова
1968

0

234

ПЕЙЗАЖ

Здесь – старина: всё тот же сумрак древний,
И через пруд мосток скрипучий, хрупкий,
И вьёт дорога наледь санных лент,
Но, как ряды реторт, стоят деревья,
И сучья, как неоновые трубки,
И тишь, как если б шёл эксперимент...

И никуда не денешься! Со всеми
Или один, в пустыне и в толпе –
Не время нас несёт! Мы носим время
В самих себе. Всегда в самих себе.

Ирина Снегова
1964

0

235

***

Как весна наливалась соками,
Как ветра прогоняла зимние,
Улетел ты Финистом - соколом
За моря, океаны синие.
Я пила бы водицу топкую,
Шла б лесами непроходимыми,
По пустыням с песками колючими,
По горам с неприступными льдинами.
Только нету клубка волшебного,
Чтобы под ноги кинуть тропкою,
Чтоб до терема до высокого...
И кручина моя напрасная
О тебе, о Финисте - соколе,
О тебе, моё солнце ясное.

Ирина Снегова

0

236

ак лица идущих суровы,
Как выступы неба нависли…
Скажите мне доброе слово,
Внушите весёлые мысли.
Скажите мне доброе слово,
Случайное «Здравствуйте», что ли…
Вот вы — не похожи на злого,
А как нечувствительны к боли.
Чужой!
Вдруг слабеют основы
Внутри… Ну куда ж вы спешите?
Скажите мне доброе слово…
Скажите мне слово…
Скажите!

Ирина Снегова

0

237

Ирина Снегова

ак лица идущих суровы,
Как выступы неба нависли…
Скажите мне доброе слово,
Внушите весёлые мысли.
Скажите мне доброе слово,
Случайное «Здравствуйте», что ли…
Вот вы — не похожи на злого,
А как нечувствительны к боли.
Чужой!
Вдруг слабеют основы
Внутри… Ну куда ж вы спешите?
Скажите мне доброе слово…
Скажите мне слово…
Скажите!

http://forumupload.ru/uploads/000f/b9/e8/7/t196765.jpg

+1

238

А ведь действительно, по улице идёшь, навстречу сплошь суровые лица.

0

239

SOS

Всё молкнет. С ходу, сразу.
Баян и грохот джаза,
Стон жалоб, хор нотаций,
Грызня радиостанций —
К дыханию эфира
Льнут жадно уши мира.
И мгла, как лошадь в шорах,
Косит на каждый шорох.
Вот так, три раза в сутки,
Ждёт, затаившись в жуткой
Тиши, включив все средства,
Земля. Ждёт знака бедствий.
Ждёт вопля вод и суши:
«Спасите наши души!»
Ждёт, обратив радары
На дымных бездн провалы,
Готовая на помощь
Сквозь полдень и сквозь полночь.
А если это рядом,
За стенкой —
Вздохом, взглядом,
Молчком — не криком в уши?..
Спасите наши души!

Внимательнее слушай.

Ирина Снегова

0

240

111

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно