...вечер пришел в голубых и лиловых покровах... очень красиво!
тоже очень нравится...
Какие наши годы!... Форум для пенсионеров и не только. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Какие наши годы!... Форум для пенсионеров и не только. » Литературная гостиная » Искусство Серебряного века
...вечер пришел в голубых и лиловых покровах... очень красиво!
тоже очень нравится...
спасибо за стихи всем ! тоже люблю серебряный век .
просто какой - то всплеск талантов , притом не только в поэзии .
а поэты гастролировали по стране , как наши поп- звёзды сейчас и им благодарная публика дарила даже драгоценности.
оттого и томит меня шорох травы,
что трава пожелтеет и роза увянет,
что твое драгоценное тело, увы,
полевыми цветами и глиною станет.
даже память исчезнет о нас... и тогда
оживет под искусными пальцами глина
и впервые плеснет ключевая вода
в золотое, широкое горло кувшина.
и другую, быть может, обнимет другой
на закате, в условленный час, у колодца...
и с плеча обнаженного прах дорогой
соскользнет и, звеня, на куски разобьется.
георгий иванов .
высока луна господня.
тяжко мне.
истомилась я сегодня
в тишине.
ни одна вокруг не лает
из подруг.
скучно, страшно замирает
все вокруг.
в ясных улицах так пусто,
так мертво.
не слыхать шагов, ни хруста,
ничего.
землю нюхая в тревоге,
жду я бед.
слабо пахнет по дороге
чей-то след.
никого нигде не будит
быстрый шаг.
жданный путник, кто ж он будет, -
друг иль враг?
под холодною луною
я одна.
нет, невмочь мне, - я завою
у окна.
высока луна господня,
высока.
грусть томит меня сегодня
и тоска.
просыпайтесь, нарушайте
тишину.
сестры, сестры! войте, лайте
на луну!
ф.сологуб
зинаида гиппиус
закат
освещена последняя сосна.
под нею тёмный кряж пушится.
сейчас погаснет и она.
день конченый — не повторится.
день кончился. что было в нём?
не знаю, пролетел, как птица.
он был обыкновенным днём,
а всё-таки — не повторится.
николай гумилев
беатриче.
i
музы, рыдать перестаньте,
грусть вашу в песнях излейте,
спойте мне песню о данте
или сыграйте на флейте.
дальше, докучные фавны,
музыки нет в вашем кличе!
знаете ль вы, что недавно
бросила рай беатриче,
странная белая роза
в тихой вечерней прохладе...
что это? снова угроза
или мольба о пощаде?
жил беспокойный художник.
в мире лукавых обличий -
грешник, развратник, безбожник,
но он любил беатриче.
тайные думы поэта
в сердце его прихотливом
стали потоками света,
стали шумящим приливом.
музы, в сонете-брильянте
странную тайну отметьте,
спойте мне песню о данте
и габриеле россетти.
ii
в моих садах - цветы, в твоих - печаль.
приди ко мне, прекрасною печалью
заворожи, как дымчатой вуалью,
моих садов мучительную даль.
ты - лепесток иранских белых роз,
войди сюда, в сады моих томлений,
чтоб не было порывистых движений,
чтоб музыка была пластичных поз,
чтоб пронеслось с уступа на уступ
задумчивое имя беатриче
и чтоб не хор менад, а хор девичий
пел красоту твоих печальных губ.
iii
пощади, не довольно ли жалящей боли,
темной пытки отчаянья, пытки стыда!
я оставил соблазн роковых своеволий,
усмиренный, покорный, я твой навсегда.
слишком долго мы были затеряны в безднах,
волны-звери, подняв свой мерцающий горб,
нас крутили и били в объятьях железных
и бросали на скалы, где пряталась скорбь.
но теперь, словно белые кони от битвы,
улетают клочки грозовых облаков.
если хочешь, мы выйдем для общей молитвы
на хрустящий песок золотых островов.
iv
я не буду тебя проклинать,
я печален печалью разлуки,
но хочу и теперь целовать
я твои уводящие руки.
все свершилось, о чем я мечтал
еще мальчиком странно-влюбленным,
я увидел блестящий кинжал
в этих милых руках обнаженным.
ты подаришь мне смертную дрожь,
а не бледную дрожь сладострастья,
и меня навсегда уведешь
к островам совершенного счастья.
как же красиво!!!!
как же красиво!!!!
очень! спасибо, тиночка...
заинтересовалась, кто поёт. оказалось, геннадий пономарёв, который супруг жанны бичевской.
кстати, у него еще есть песня "серебряновечная", тебе наверняка понравится.))
борис пастернак
мчались звёзды. в море мылись мысы.
слепла соль. и слёзы высыхали.
были тёмны спальни. мчались мысли,
и прислушивался сфинкс к сахаре.
плыли свечи. и казалось, стынет
кровь колосса. заплывали губы
голубой улыбкою пустыни.
в час отлива ночь пошла на убыль.
море тронул ветерок с марокко.
шёл самум. храпел в снегах архангельск.
плыли свечи. черновик “пророка”
просыхал, и брезжил день на ганге.
1918 г.
очень понравилось, лар...
а вот еще "серебряновечная" песня, тоже поет пономарев с жанной.
видеоряд великолепный, да и исполнение очень понравилось, больше чем традиционное.
девочки, спасибо. с удовольствием всё послушала.
вильгельм зоргенфрей
из мрамора, звенящего победно,
мы поклялись воздвигнуть стройный храм.
ничтожные! как сердце наше бедно,
как далеко от праха к небесам!
прервался труд, и храм наш недостроен;
среди долин пятном белеет он;
весенний ветер дышит из пробоин
и обвевает линии колонн.
да пыль кругом ложится голубая,
крутясь в лучах полдневного тепла,
и уж трава, душистая, сырая,
меж мраморов разбитых поросла.
но близок сердцу храм незавершенный...
дни памяти...
5 марта 50 лет назад ушла в вечность анна андреевна ахматова.
все ушли, и никто не вернулся.
не на листопадовом асфальте
будешь долго ждать
мы с тобой в адажио вивальди
встретимся опять.
снова свечи станут тускло-желты
и закляты сном,
но смычок не спросит, как вошел ты
в мой полночный дом.
протекут в немом смертельном стоне
эти полчаса,
прочитаешь на моей ладони
те же чудеса.
и тогда тебя твоя тревога,
ставшая судьбой,
уведет от моего порога
в ледяной прибой.
анна ахматова
1963. комарово.
я смутно жил и неуверенно,
и говорил я о другом,
но помню я большое дерево,
чернильное на голубом,
и помню милую мне женщину,
не знаю, мало ль было сил,
но суеверно и застенчиво
я руку взял и отпустил.
и всё давным-давно потеряно,
и даже нет следа обид,
и только где-то то же дерево
ещё по-прежнему стоит.
и. эренбург
мартовская элегия
прошлогодних сокровищ моих
мне надолго, к несчастию, хватит.
знаешь сам, половины из них
злая память никак не истратит:
набок сбившийся куполок.
грай вороний, и вопль паровоза,
и как будто отбывшая срок
ковылявшая в поле береза,
и огромных библейских дубов
полуночная тайная сходка,
и из чьих-то приплывшая снов
и почти затонувшая лодка...
побелив эти пашни чуть-чуть,
там предзимье уже побродило,
дали все в непроглядную муть
ненароком оно превратило,
и казалось, что после конца
никогда ничего не бывает...
кто же бродит опять у крыльца
и по имени нас окликает?
кто приник к ледяному стеклу
и рукою, как веткою, машет?..
а в ответ в паутинном углу
зайчик солнечный в зеркале пляшет.
анна ахматова
1960
бывает раннею весною:
почти осенний плачет день.
ребенком ты бредешь с тоскою:
где солнце, где густая сень?
день до костей промыт дождями,
асфальт становится темней.
и с неба падает кусками
вода, что снега тяжелей.
дома как будто увядают,
и в пене уличной реки
бесстрашно сапоги шагают,
вприпрыжку мчатся башмачки.
листвою легкой птичья стая
то взмоет ввысь, то упадет...
быть может, до тебя шальная
волна воздушная дойдет.
но март с дождем холодным, знаю, -
не осень, что забот полна.
все, все сегодня я прощаю:
ведь завтра подойдет весна .
рахиль баумволь
(перевод анны ахматовой)
прогулка
хорошо, что в этом мире
есть магические ночи,
мирный скрип высоких сосен,
запах тмина и ромашки
и луна.
хорошо, что в этом мире
есть еще причуды сердца,
что царевна, хоть не любит,
позволяет прямо в губы
целовать.
хорошо, что , словно крылья
на серебряной дорожке,
распластался тонкой тенью,
и колышется, и никнет
черный бант.
хорошо с улыбкой думать,
что царевна (хоть не любит!)
не забудет ночи лунной,
ни меня, ни поцелуев -
никогда!
владислав ходасевич.
весна 1910
соперники
мы можем идти по широким равнинам,
идти, не встречаясь в пути никогда.
и каждый пребудет, один, властелином,—
пока не взойдет роковая звезда.
мы можем бросать беспокойные тени,
их месяц вытягивать будет в длину.
в одном восхожденьи мы будем ступени,
и равны,— пока не полюбим одну.
тогда мы солжем, но себе не поможем,
тогда мы забудем о боге своем.
мы можем, мы можем, мы многое можем.
но только — мой равный!— пока мы вдвоем.
константин бальмонт
ушла. но гиацинты ждали,
и день не разбудил окна,
и в легких складках женской шали
цвела ночная тишина.
в косых лучах вечерней пыли,
я знаю, ты придешь опять
благоуханьем нильских лилий
меня пленять и опьянять.
мне слабость этих рук знакома,
и эта шепчущая речь,
и стройной талии истома,
и матовость покатых плеч.
но в имени твоем - безмерность,
и рыжий сумрак глаз твоих
таит змеиную неверность
и ночь преданий грозовых.
и, миру дольнему подвластна,
меж всех - не знаешь ты одна,
каким раденьям ты причастна,
какою верой крещена.
войди, своей не зная воли,
и, добрая, в глаза взгляни,
и темным взором острой боли
живое сердце полосни,
вползи ко мне змеей ползучей,
в глухую полночь оглуши,
устами томными замучай,
косою черной задуши.
александр блок
ты непостижная — как сон,
моя любовь, любовь.
твой голос эхом повторён,
и вновь к любви — любовь.
я не могу в душе найти
сравнений для очей,
что стали звёздами в пути,
и манят в мир лучей.
я не могу постичь очей,
исчерпать этот взгляд,
в них излучение ночей,
в них звёзды говорят.
в них океанская волна,
фиалки цвет лесной,
глубин небесных тишина,
что спит — перед грозой.
в них зов к морям без берегов,
и без пути назад,
напевность рун в стране врагов,
светящийся агат.
в них глубь таинственных криниц,
где спит неспетый стих,
в них рой веков, в них крылья птиц,
и взмах ресниц густых.
в них тайный свет со всех могил,
в них всей земли стезя.
но что бы я ни говорил,
их рассказать нельзя.
и что бы я ни помянул,
в душе прорвётся вновь,
как бы снегов нагорных гул,
любовь — одна любовь.
константин бальмонт
тинка, тебе привет из серебряного века...
рюрик ивнев
архангельск
все забыть и запомнить одно лишь,
что архангельск не так уж далек.
если, жизнь, ты меня обезволишь
и сломаешь, как стебелек, —
все забуду, запомнив одно лишь,
что архангельск не так уж далек.
по дороге узкоколейной
я всегда до тебя доберусь.
хорошо, что я не семейный,
хорошо, что люблю я русь.
по дороге узкоколейной
я всегда до тебя доберусь.
ну, а там пароходом недолго
и до вас, мои острова.
не увижу тебя я, волга,
не вернусь я к тебе, нева.
ну, а там пароходом не долго
и до вас, мои острова.
и никто никогда не узнает,
что изранило сердце мое,
только ветер, волны срывая,
как водится, запоет.
и никто никогда не узнает,
что изранило сердце мое.
все забыть и запомнить одно лишь,
что архангельск не так уж далек.
если, жизнь, ты меня обезволишь
и сломаешь, как стебелек, —
все забуду, запомнив одно лишь,
что архангельск не так уж далек.
1913
петербург
Ссылки видны только зарегистрированным пользователям
я люблю усталый шелест
старых писем, дальних слов...
в них есть запах, в них есть прелесть
умирающих цветов.
я люблю узорный почерк -
в нём есть шорох трав сухих.
быстрых букв знакомый очерк
тихо шепчет грустный стих.
мне так близко обаянье
их усталой красоты...
это дерева познанья
облетевшие цветы.
максимилиан волошин
хороша эта женщина в майском закате,
шелковистые пряди волос в ветерке,
и горенье желанья в цветах, в аромате,
и далекая песня гребца на реке.
хороша эта дикая вольная воля;
протянулась рука, прикоснулась рука,
и сковала двоих - на мгновенье, не боле,-
та минута любви, что продлится века.
к.бальмонт.
тончайший звук , откуда ты со мной ?
ты создан птицей ? женщиной ? струной ?
быть может , солнцем ? или тишиной ?
от сердца ли до сердца свеян луч ?
поэт ли спал , и был тот сон певуч ?
иль нежный с нежной заперся на ключ ?
быть может , колокольчик голубой
качается , тоскуя сам с собой ,
заводит тяжбу с медленной судьбой ?
быть может , за преградою морей
промчался ветер вдоль родных полей
и прошептал : " вернись . приди скорей . "
быть может , там , в родимой стороне ,
желанная томится обо мне ,
и я пою в её душе на дне ?
и тот берущий кажущийся звук
ручается , как призрак милых рук ,
что верен я за мглою всех разлук .
константин бальмонт
максимилиан волошин
обманите меня... но совсем, навсегда...
чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда...
чтоб поверить обману свободно, без дум,
чтоб за кем-то идти в темноте наобум...
и не знать, кто пришел, кто глаза завязал,
кто ведет лабиринтом неведомых зал,
чье дыханье порою горит на щеке,
кто сжимает мне руку так крепко в руке...
а очнувшись, увидеть лишь ночь и туман...
обманите и сами поверьте в обман.
сон
сладко ль видеть неземные сны?
а. блок
был вещим этот сон или не вещим…
марс воссиял среди небесных звезд,
он алым стал, искрящимся, зловещим, -
а мне в ту ночь приснился твой приезд.
он был во всем… и в баховской чаконе,
и в розах, что напрасно расцвели,
и в деревенском колокольном звоне
над чернотой распаханной земли.
и в осени, что подошла вплотную
и вдруг, раздумав, спряталась опять.
о август мой, как мог ты весть такую
мне в годовщину страшную отдать!
чем отплачу за царственный подарок?
куда идти и с кем торжествовать?
и вот пишу, как прежде без помарок,
мои стихи в сожженную тетрадь.
анна ахматова
14 августа 1956
николай гумилёв.
сады моей души всегда узорны,
в них ветры так свежи и тиховейны,
в них золотой песок и мрамор черный,
глубокие, прозрачные бассейны.
растенья в них, как сны, необычайны,
как воды утром, розовеют птицы,
и — кто поймет намек старинной тайны?
в них девушка в венке великой жрицы.
глаза, как отблеск чистой серой стали,
изящный лоб, белей восточных лилий,
уста, что никого не целовали
и никогда ни с кем не говорили.
и щеки — розоватый жемчуг юга,
сокровище немыслимых фантазий,
и руки, что ласкали лишь друг друга,
переплетясь в молитвенном экстазе.
у ног ее — две черные пантеры
с отливом металлическим на шкуре.
взлетев от роз таинственной пещеры,
ее фламинго плавает в лазури
я не смотрю на мир бегущих линий,
мои мечты лишь вечному покорны.
пускай сирокко бесится в пустыне,
сады моей души всегда узорны.
анна ахматова
вечером
звенела музыка в саду
таким невыразимым горем.
свежо и остро пахли морем
на блюде устрицы во льду.
он мне сказал: "я верный друг!"
и моего коснулся платья...
как не похожи на объятья
прикосновенья этих рук.
так гладят кошек или птиц,
так на наездниц смотрят стройных...
лишь смех в глазах его спокойных
под легким золотом ресниц.
а скорбных скрипок голоса
поют за стелющимся дымом:
"благослови же небеса -
ты первый раз одна с любимым".
март 1913
анна ахматова
протертый коврик под иконой,
в прохладной комнате темно,
и густо плющ темно-зеленый
завил широкое окно.
от роз струится запах сладкий,
трещит лампадка, чуть горя.
пестро расписаны укладки
рукой любовной кустаря.
и у окна белеют пяльцы…
твой профиль тонок и жесток.
ты зацелованные пальцы
брезгливо прячешь под платок.
а сердцу стало страшно биться,
такая в нем теперь тоска…
и в косах спутанных таится
чуть слышный запах табака.
1912
константин бальмонт
минута
хороша эта женщина в майском закате,
шелковистые пряди волос в ветерке,
и горенье желанья в цветах, в аромате,
и далекая песня гребца на реке.
хороша эта дикая вольная воля,
протянулась рука, прикоснулась рука,
и сковала двоих, – на мгновенье, не боле, –
та минута любви, что продлится века.
1921
георгий иванов.
и.о.
поговори со мной о пустяках,
о вечности поговори со мной.
пусть, как ребенок, на твоих руках
лежат цветы, рожденные весной.
так беззаботна ты и так грустна.
как музыка, ты можешь все простить.
ты так же беззаботна, как весна,
и, как весна, не можешь не грустить.
константин бальмонт
линии света
длинные линии света
ласковой дальней луны.
дымкою море одето.
дымка — рожденье волны.
волны, лелея, сплетают
светлые пряди руна.
хлопья плывут — и растают,
новая встанет волна.
новую линию блеска
вытянет ласка луны.
сказка сверканий и плеска
зыбью дойдет с глубины.
влажная пропасть сольется
с бездной эфирных высот.
таинство небом дается,
слитность — зеркальностью вод.
есть полногласность ответа,
только желай и зови.
длинные линии света
тянутся к нам от любви.
владислав ходасевич
дождь
я рад всему: что город вымок,
что крыши, пыльные вчера,
сегодня, ясным шелком лоснясь,
свергают струи серебра.
я рад, что страсть моя иссякла.
смотрю с улыбкой из окна,
как быстро ты проходишь мимо
по скользкой улице, одна.
я рад, что дождь пошел сильнее
и что, в чужой подъезд зайдя,
ты опрокинешь зонтик мокрый
и отряхнешься от дождя.
я рад, что ты меня забыла,
что, выйдя из того крыльца,
ты на окно мое не взглянешь,
не вскинешь на меня лица.
я рад, что ты проходишь мимо,
что ты мне все-таки видна,
что так прекрасно и невинно
проходит страстная весна.
7 апреля 1908
Вы здесь » Какие наши годы!... Форум для пенсионеров и не только. » Литературная гостиная » Искусство Серебряного века