Наверх
Вниз
whatsapp-image-2022-02-27-at-16-00-56-1-1024x490

Какие наши годы!... Форум для пенсионеров и не только.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Искусство Серебряного века

Сообщений 181 страница 210 из 212

181

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

Белый лебедь

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.

Под тобою — глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.

Над тобой — Эфир бездонный
С яркой Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный
Отраженной красотою.

Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!

0

182

Константин Бальмонт.

Болотные лилии

Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.

Белых лилий цветы серебристые
Вырастают с глубокого дна,
Где не светят лучи золотистые,
Где вода холодна и темна.

И не манят их страсти преступные,
Их волненья к себе не зовут;
Для нескромных очей недоступные,
Для себя они только живут.

Проникаясь решимостью твердою
Жить мечтой и достичь высоты,
Распускаются с пышностью гордою
Белых лилий немые цветы.

Расцветут, и поблекнут бесстрастные,
Далеко от владений людских,
И распустятся снова, прекрасные,-
И никто не узнает о них.

0

183

Константин Бальмонт.

Тончайшие краски
Не в ярких созвучьях,
А в еле заметных
Дрожаниях струн, —
В них зримы сиянья
Планет запредельных,
Непознанных светов,
Невидимых лун.

И если в минуты
Глубокого чувства,
Мы смотрим безгласно
И любим без слов,
Мы видим, мы слышим,
Как светят нам солнца,
Как дышат нам блески
Нездешних миров.

0

184

Константин Бальмонт.

Голубой сон

От незабудок шел чуть слышный звон.
Цветочный гул лелея над крутыми
Холмами, васильки, как в синем дыме,
В далекий уходили небосклон.

Качался в легком ветре ломкий лен.
Вьюнок лазурил змейками витыми
Стволы дерев с цветами молодыми.
И каждый ствол был светом обрамлен.

И свет был синь. Кипела в перебое
Волна с волной. Лазурь текла в лазурь.
Павлины спали в царственном покое.
Весь мир в пространство перешел морское.

И в этом сне, не знавшем больше бурь,
По небу плыло Солнце голубое.

0

185

Зинаида Гиппиус

Нить

Через тропинку в лес, в уютности приветной,
Весельем солнечным и тенью облита,
Нить паутинная, упруга и чиста,
Повисла в небесах; и дрожью незаметной
Колеблет ветер нить, порвать пытаясь тщетно;

Она крепка, тонка, прозрачна и проста.
Разрезана небес живая пустота
Сверкающей чертой – струною многоцветной.
Одно неясное привыкли мы ценить.

В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной,
Мы ищем тонкости, не веря, что возможно
Величье с простотой в душе соединить.
Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;
А тонкая душа – проста, как эта нить.

1901

0

186

Lavita написал(а):

И про иммортели никогда не слышала, и стихи эти у Саши Черного никогда не читала.

Да это Анна Андреевна открыла мне это слово

Анна Ахматова
«Обман»

2
Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло,
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло;

Сухо пахнут иммортели
В разметавшейся косе.
На стволе корявой ели
Муравьиное шоссе.

Пруд лениво серебрится,
Жизнь по-новому легка...
Кто сегодня мне приснится
В пестрой сетке гамака?

0

187

Анна Ахматова

Комаровские наброски

Нас четверо

Ужели и гитане гибкой
Все́ муки Данта суждены?
О.М.

Таким я вижу облик Ваш и взгляд.
Б.П.

О, Муза Плача…
М.Ц.

…И отступилась я здесь от всего,
От земного всякого бла́га.
Духом, хранителем «места сего»
Стала лесная коряга.

Все́ мы недолго у жизни в гостях,
Жить — это только привычка.
Чудится мне на Воздушных путях
Двух голосов перекличка.

Двух? — А ещё у восточной стены,
В зарослях крепкой малины,
Тёмная, свежая ветвь бузины,
Это — письмо от Марины.

1961, ноябрь,
Гавань (больница)

-Почему "Нас четверо", но "...Двух голосов перекличка..."?

-это стихотворение посвящено Марине Цветаевой...
И именно об этом строка "двух голосов перекличка"... Именно с Мариной говорит Ахматова здесь... К ней обращается...
Анна писала это стихотворение, будучи больна... это ноябрь 1961 года... Анна Андреевна лежала в кардиологическом отделении больницы, чувствовала себя усталой и уходящей,  а на ее больничной тумбочке лежали томик  "Избранное Цветаевой" и альманах Тарусские страницы.
А четверо - это те, кого Ахматова считает настоящими поэтами - Цветаеву, Мандельштама, Пастернака и себя. Именно строки Мандельштама, Пастернака и Цветаевой вынесены у нее эпигрофом... Их всего четверо... И троих уже нет... Их, четверых, объединяет не стиль, но близость духа, испытания, через которые каждому из них пришлось пройти, их умение жертвовать земными благами ради единственного завещания потомкам - их слов, их стихов, их Поэзии...   Жизнь троих завершена, ее подходит к завершению, но стихи, как поэтический дух их четверых, перекликаются и живут.

Моника Вербат

0

188

Иннокентий Анненский

ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Из Артюра Рембо

Один из голубых и мягких вечеров...
Стебли колючие и нежный шелк тропинки,
И свежесть ранняя на бархате ковров,
И ночи первые на волосах росинки.

Ни мысли в голове, ни слова с губ немых,
Но сердце любит всех, всех в мире без изъятья,
И сладко в сумерках бродить мне голубых,
И ночь меня зовет, как женщина в объятья.

0

189

Ахматова не любила август - последний месяц лета для неё неизменно был связан с расставаниями, прощаниями, поминаниями.
«Август у меня всегда страшный месяц», - сказала как-то Ахматова одной из своих собеседниц.

АННА АХМАТОВА

Тот август, как жёлтое пламя,
Пробившееся сквозь дым,
Тот август поднялся над нами,
Как огненный серафим.

И в город печали и гнева
Из тихой Корельской земли
Мы двое — воин и дева —
Студёным утром вошли.

Что сталось с нашей столицей,
Кто солнце на землю низвёл?
Казался летящей птицей
На штандарте чёрный орёл.

На дикий лагерь похожим
Стал город пышных смотров,
Слепило глаза прохожим
Сверканье пик и штыков.

И серые пушки гремели
На Троицком гулком мосту,
А липы ещё зеленели
В таинственном Летнем саду.

И брат мне сказал: «Настали
Для меня великие дни.
Теперь ты наши печали
И радость одна храни».

Как будто ключи оставил
Хозяйке усадьбы своей,
А ветер восточный славил
Ковыли приволжских степей.

1915

https://picua.org/images/2018/08/26/1d37bc9d5d73dabcabfb2fac41aaccca.jpg

В 1921 году «Таганцевское дело» потрясло Россию и русское зарубежье. Было арестовано более 800 человек, более 90 – расстреляно. По подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В.Н. Таганцева» был арестован и поэт Николай Гумилев.

Гумилев и еще 56 осужденных, как установлено в 2014 году, были расстреляны в ночь на 26 августа в Ковалевском лесу, в районе арсенала Ржевского полигона, у изгиба реки Лубьи. О месте казни и захоронения никто не должен был знать.

0

190

ИРИНА ОДОЕВЦЕВА

Мы прочли о смерти его,
Плакали громко другие.
Не сказала я ничего,
И глаза мои были сухие.

А ночью пришел он во сне
Из гроба и мира иного ко мне,
В черном старом своем пиджаке,
С белой книгой в тонкой руке.

И сказал мне: «Плакать не надо,
Хорошо, что не плакали вы.
В синем раю такая прохлада,
И воздух лёгкий такой,
И деревья шумят надо мной,
Как деревья Летнего сада».

0

191

Николай Агнивцев

Принцесса Анна

Из своей опочивальни,
Чем-то очень огорчен,
Побледневший и печальный,
Вышел в зал король Гакон.
И, как то необходимо,
Молвил, вставши на ступень:
"Здравствуй, мой народ любимый!"
И сказали: "Добрый день!" -
114 гофмейстеров,
30 церемониймейстеров,
48 камергеров,
345 курьеров и
400 пажей.

И, дрожа, как от озноба,
Продолжал Гакон-король:
"Нам сейчас одна особа
Причинила стыд и боль.
Видно, нас (в том нет секрета)
За грехи карает Бог!..
Что вы скажете на это?"
И сказали тихо: "0х!"
114 гофмейстеров,
30 церемониймейстеров,
48 камергеров,
345 курьеров и
400 пажей.

"Наша дочь, принцесса Анна,
Позабыв свои дела,
Неожиданно и странно
Ночью сына родила.
Мы б узнать от вас хотели,
(Будьте честны и прямы)
Кто замешан в этом деле?!"
И сказали тихо: "Мы!"
114 гофмейстеров,
30 церемониймейстеров,
48 камергеров,
345 курьеров и
400 пажей.

http://sh.uploads.ru/t/yGFs3.jpghttp://s9.uploads.ru/t/CUGN1.jpg

http://s9.uploads.ru/t/s0kY8.jpghttp://s5.uploads.ru/t/POQpG.jpg

Художник Светлана Дорошева

+1

192

Сбор винограда

Долго продолжится сбор винограда,
Долго нам кисти зеленые рвать,
В горах пасти тонкорунное стадо,
Утром венки голубые сплетать,
В полдень пьянеть от глубокого взгляда.

Танец возрос. Увлеченней, поспешней.
Много снопов завязать суждено.
Будем одетыми радостью здешней
Медленно пить молодое вино
Лежа под старой, высокой черешней.

Круглые губы медовей банана.
Круглые губы к губам круговым.
Вскинув закатное пламя шафрана
Ветер печалью желанья томим,
Долго целует седые туманы.

В небе пожарище пьяного яда,
Сердцу не надо ни жертвы,ни мзды,
Сердце покосному празднику радо.
Круглые губы обняли плоды,
Долго продолжится сбор винограда

Илья Зданевич
1909

https://picua.org/images/2018/09/17/231b68c0a5192c2c97191f21b8f4be5c.md.jpg
Josе Mongrell y Torrent. El piropo (Комплимент) 1909

0

193

Тверская земля . Бежецкий район . Село Градницы . Дом-Музей Анны Ахматовой и Николая Гумилёва .

https://picua.org/images/2018/09/18/43623d87c0066319f4aa5d2d755490c8.md.jpg

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.

И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.

Анна Ахматова
Слепнёво, осень, 1913

+1

194

https://picua.org/images/2018/09/22/33cfaea34e507358714c31b99aeabd05.th.jpg

Ода на победу над граммофоном

Тов. м.в.д. Золотарёв обратился к
Щегловитову с предложением ввести
цензуру граммофонных пластинок.
Телеграмма

Ты знаешь бич ужасный века?
Ты слышал звук удавный тот,
Как будто душат человека,
А он, хоть душат, всё поёт?
Внебрачный правнук аристона,
Синематографа кузен,
Под мрачной фирмой граммофона,
Россию взял в крамольный плен.
Холмы, долины, грады, веси,
Взревели, им оглашены,
Как будто в них вселились бесы,
Геенским скрежетам верны.
Но в помещении закрытом
Ещё свирепей граммофон -
Как будто болен дифтеритом
В нём даже Собинова тон!
Орёт жестокая машина,
Хрипя, храпя, шипя, звеня -
Гремит Шаляпина "Дубина",
Его-ж - "Колена преклоня"!
То - Карапетом либо Ицкой
Врёт анекдоты без конца,
То заголосит вдруг Плевицкой
Скандал про "Ухаря-купца".
Подобны ржавому железу
В нём трели даже серебра...
Порою грянет "Марсельезу",
Порою рявкает "ура"!..
А, в заключение несчастий,
Звончее, чем локомотив,
Гнусит он Вяльцевою Настей,
Как будто насморк захватив.
Но граммофонного страданья
Свершился рок, окончен срок,
И, горделивым в назиданье,
Готов решительный урок.
Патриотической натуре
Несносен стал крамольный рёв,
И подчинить его цензуре
Решил мосье Золотарёв.
Статьёю сто двадцать девятой
Заткнётся дерзостная пасть.
Узнаешь, граммофон проклятый,
Что значит крепкая-то власть!
Одет в намордники повсюду,
Явишь закона торжество,
Пища: "простите! я не буду!
Не буду больше, вашество!".
Спасла от горя государство
Опять Всевышнего рука,
И новый опыт Золотарства
Прославят русские века!

Александр Амфитеатров
Не позднее 1912

0

195

Аристарх Васильевич Лентулов(1882 - 1943).
Групповой портрет московских художников. Эскиз. 1927 г.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

https://picua.org/images/2018/11/11/f375281a9d945951f5cbadaa6ff3d097.jpg

0

196

Гермешев Михаил Маркианович (1867-1930) . Доктор на станции . 1910-е годы

https://picua.org/images/2018/11/24/3ebc4f08639fb5ef6eaef01c58ba6b82.jpg

0

197

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ

Целый вечер в саду рокотал соловей,
И скамейка в далекой аллее ждала,
И томила весна… Но она не пришла,
Не хотела, иль просто пугалась ветвей.

Оттого ли, что было томиться невмочь,
Оттого ли, что издали плакал рояль,
Было жаль соловья, и аллею, и ночь,
И кого-то еще было тягостно жаль.

— Не себя! Я умею забыться, грустя;
Не ее! Если хочет, пусть будет такой;
…Но зачем этот день, как больное дитя,
Умирал, не отмеченный Божьей Рукой?

1911

0

198

Александр Блок

Кто-то шепчет и смеётся
Сквозь лазоревый туман.
Только мне в тиши взгрустнётся
Снова смех из милых стран!

Снова шёпот - и в шептаньи
Чья-то ласка, как во сне,
В чьём-то женственном дыханьи,
Видно, вечно радость мне!

Пошепчи, посмейся, милый,
Милый образ, нежный сон;
Ты нездешней, видно, силой
Наделён и окрылён.

1901

0

199

Её Поэзия с самого начала встретила неприятие…
Неприятие родного отца.
«Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами мое имя».
"И не надо мне твоего имени! - сказала я...», - вспоминала она позже.
С самого начала она была готова отдать всё – но не Поэзию.
Её Поэзия была не просто стихосложением…
И если вначале эта Поэзия была сродни ведовству и заклинаниям, то с годами горестей и испытаний она стала практически - молитвой…
23 июня - День Рождения Анны АХМАТОВОЙ!

Самое первое - еще детское! - её прозвище было - "дикая девочка", потому что с самого детства сутью её натуры было стремление к свободе, абсолютная независимость...
И даже все трагедии её жизни - вся череда потерь, травли, забвения, - не смогли поколебать в ней этих качеств.
"Дикая" еще и потому, что всегда в её натуре было что-то колдовское: иррациональное, страстное - подсознательное и внесознательное...

«Я невольно, боковым зрением наблюдал, с каким убеждением и тончайшим искусством творила Ахматова собственную легенду — как бы окружала себя сильным магнитным полем.В колдовском котле постоянно кипело зелье из предчувствий, совпадений, собственных примет, роковых случайностей, тайных дат, невстреч, трехсотлетних пустяков. Котел был скрыт от читателя. Но если бы он не кипел вечно, разве могла бы Ахматова в любую минуту зачерпнуть оттуда, вложить неожиданную поэтическую силу в самую незначительную деталь?
Лучше всего об этом сказано в её стихах:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…», -
вспоминал о ней один из её друзей, переводчик Игнатий Ивановский.

Нет, все-таки не из сора – из благодатной почвы её необычной, необыкновенной Души вырастали эти стихи…
А Судьба словно вознамерилась превратить эту почву в выжженную пустыню…
Сколько же нужно было иметь внутренних – духовных! – сил, чтобы выдержать, выстоять, не сломаться…
ДОСТОИНСТВО, и не просто достоинство, а поистине ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО – вот что всегда отличало Ахматову, до самого последнего дня.
Нет, совсем не гордыня – именно ДОСТОИНСТВО.
На закате жизни - одиночество, практически - нищета, и - ВЕЛИЧИЕ!...
Нет, не из сора....
Из боли и радости, из Любви и Трагедии, из Счастья и Горя -
ИЗ ПРОШЕДШЕЙ ВСЕ ЗЕМНЫЕ ПУТИ ДУШИ рождались её стихи!.
Ирина Шумилова.

https://picua.org/images/2019/06/23/f59315cae510bd2b9e4ad2d4baf8bb42.th.jpg https://picua.org/images/2019/06/23/6f3ae51bb5d1b3247531f2504d27726c.th.jpg

0

200

+1

201

Тинка, спасибо, что приносишь то, что  в нынешнем информационном шуме  любители поэзии могли  бы и пропустить.

0

202

Сначала дикая одесская девочка, носившая туфли на босу ногу и платье на голое тело. Прыгала в море со скал, со свай, с лодок, с волнорезов, и плавала часами. Никого не боялась, никого не слушалась, всем умела ответить, как отбить и отбрить. «Смесь русалки и щуки».
Потом девушка в белом платье, подверженная приступам лунатизма. Ночами в Царском селе ее тянуло выйти на крыши — подальше от Земли, где её ждали кошмары и несчастье.
Чуть позже петербургская красавица с низкой челкой и зелёными глазами, душившаяся духами «Идеал», худая и гибкая настолько, что без труда закручивала себя в кольцо и касалась ступнями затылка.
Ещё через время — трехсотая в очереди среди людей, стоящих у красной тюремной стены, чтобы отдать в окошко равнодушному вертухаю передачу для сына, брата, мужа, отца.
А ещё позднее — высокая женщина в шали, накинутой на плечи, трагическая фигура с гордым и величественным лицом.

Дома, в которых Ахматова жила в Севастополе и Царском Селе, исчезли с лица земли, люди, которых она знала и любила, исчезали. Николай Недоброво умер в 1919 году, Борис Анреп эмигрировал в Англию, Давид Лурье эмигрировал во Францию и писал ей отчаянные письма, зовя к себе; ни на одно из семнадцати писем она не ответила. Гумилева — Колю — убили. Мандельштама — Осю — убили. Поэта Бенедикта Лившица так избивали во время следствия, что он сошёл с ума; его убили. Поэта Льва Квитко убили. Поэта Переца Маркиша, которого она знала ещё в молодости, убили. Ее знакомый, юрист и историк искусств Иосиф Рыбаков умер в тюрьме. Сына арестовывали четыре раза и отправили в лагеря на тринадцать лет. Второй муж, Шилейко, говоривший, что «Аня поразительно умеет сочетать неприятное с бесполезным», умер, третий, Пунин, сказавший ей «Не теряйте Вашего отчаяния», умер в лагере, и могилы его нет.
«Я помню всё — в этом и есть моя казнь».
Она осталась одна — заживо замурована в советском времени. Так как ее не издавали десятилетиями, многие думали, что она давно умерла. Симонов считал ее поэтессой десятых годов. Твардовский вплоть до конца пятидесятых думал, что она умерла в двадцатые. Жена Пастернака, Зинаида, конечно, знала, что она жива, но говорила, что «Ахматова пропахла нафталином». Критик Самарин утверждал, что она жила с Николаем II, другой критик, Перцов, называл ее «женщина, которая не сумела вовремя умереть». А врач в поликлинике Литфонда спрашивал: «Вы кто — мать писателя или сами пишете?»
В двадцатые она «клинически голодала» (ее слова), в тридцатые жила в нищете, когда в комнате, где к обоям криво приколот рисунок Модильяни, у неё были только чай и хлеб. Иногда соевые конфеты для гостей. Полпачки чая в подарок — праздник. Четыре селедки — богатство. В сороковом жила в пальто, потому что кончились дрова. Имущества не имела — один архив.
В ее комнате в коммунальной квартире в Фонтанном доме всегда был беспорядок, терялись ложки, пропадали чашки, не включался электрический чайник. Из книг она выдирала иллюстрации, которые ей не нравились. Со дна сундука вдруг доставала вещицы десятых годов, в шкафу неожиданно для самой себя находила сухарь к чаю. Лёжа на диване, накрывалась ветхим одеялом, но пододеяльника никогда не было.
Душа ее как будто состояла из несочетаемых вещей: безумия и твердости, хаоса и ясности. Она боялась переходить улицу и судорожно вцеплялась в руку того, кто был с ней, но на середине улицы кричала от страха; на тёмных лестницах предвоенного Ленинграда она переселялась в иную реальность и, рискуя сломать себе шею, искала ступени там, где их нет. Любой отъезд и вокзал доводили ее до сердечного приступа. Нитроглицерин всегда был в ее сумке. Одновременно она ясно понимала людей и умела строить отношения с ними, вела свою линию, отстаивала свои интересы в том, что называется «литературный процесс» и «история литературы», и с высокомерным вызовом смотрела на все свои несчастья. «Я могу выдержать все».
Один из ее знакомых сказал ей в виде комплимента, что на ее маленькие руки не найдётся подходящих наручников. Ничего себе комплимент. Но в НКВД-КГБ есть наручники любых размеров. Присутствие гэбэшников в своей жизни она ощущала постоянно. (Дело оперативной разработки на неё было заведено в 1939 году и закрыто в 1956). Когда в июле 1941 она семь часов разговаривала с Мариной Цветаевой в своей комнате на Ордынке, все это время у дома стоял шпик. В ее отсутствие они открывали ее папки, хамски отрывая завязки, и бритвой срезали корешки книг, ища спрятанные стихи. Она не называла в разговорах имён и кивала на потолок, боясь прослушки. Она часто не записывала стихи, опасаясь обыска и ареста, а если записывала, то вместо некоторых строк ставила точки. Писала стихотворение на клочке бумаге, давала прочитать близкому человеку и тут же сжигала в пепельнице.
Как королева в изгнании, она не имела своего дома и жила по людям. У кого только она не жила. В начале двадцатых в Петербурге у Лурье, вместе с Ольгой Судейкиной. Потом у Пунина, во время войны одно время в каморке дворника, после возвращения из эвакуации у Рыбаковых и Гитовичей, а в Москве у Ардовых, у Харджиева, у Шервинских, у Большинцевой, у Шенгели, у Раневской, у Марии Петровых, у Ники Глен, у Маргариты Алигер; в конце концов она сказала с горечью, что в скитаниях «потеряла оседлость».
С места на место, из квартиры в квартиру Ахматова переезжала с чемоданчиком, в котором лежали блокноты, папки, старые корректуры, листочки и школьные тетрадки со стихами. Даже уезжая в гости на короткое время, она брала чемоданчик с собой, потому что боялась внезапного обыска и хорошо знала, как исчезают люди, стихи, рукописи. Чемоданчик почти развалился в странствиях по чужим квартирам, и она обвязывала его веревкой.
«Давайте договоримся: поэт — это человек, у которого ничего нельзя взять и которому ничего нельзя дать».
Потертое пальто, сплющенная шляпа, детская шапочка, грубые чулки, туфля с оторванным каблуком, дома чёрный халат с драконом на спине, разорванный по шву от плеча до подола — она невозмутимо носила любое тряпьё. После войны людям бросалось в глаза, что эта величественная женщина ходит в старой шубе с облезлым воротником. Сама она говорила, что «четыре зимы ходила в осеннем». И при этом — руки в перстнях.
При ней был её двор. В ее свиту в разные годы входили Лидия Чуковская (с перерывом на десять лет), Мария Петровых, Ника Глен, Любовь Большинцева, Иосиф Бродский, Анатолий Найман и многие другие, включая старуху-соседку, которая сама пришла на ее крошечную дачку в Комарово (так называемая Будка, домик с железной печкой и матрасом, поставленном на кирпичи ), чтобы готовить для неё, потому что всем было известно, что эта властная в жизни и всевластная в поэзии женщина беспомощна в быту. Она даже причесываться сама не могла, на даче её причесывала Ханна Вульфовна, жена брата. В Москве диетическую еду ей готовила актриса Нина Ольшевская, а кормила ее литературный критик Эмма Герштейн. Их было десятки — людей, помогавших ей в Петербурге, Ленинграде, Москве, Ташкенте, носивших ей воду и дрова, сахар и коврижки, варивших ей обеды, кормивших ее кашей и творогом, мывшей в ее комнате полы, топивших ей печку. В их глазах она была хранитель времени и живой классик. И они ей служили.
Это не исключало дружеской насмешки. Ардов называл ее «мадам Цигельперчик». Раневская, которая Ахматову называла «рабби» (а та ее «Чарли»), приходя к ней в гости, изображала ее трагические стихи в комическом виде. Такое скоморошество веселило Ахматову. Она и сама любила подшутить над собой — когда молодой поэт Найман подавал руку, чтобы вести величественную Ахматову гулять, величественная говорила: «Бобик Жучку взял под ручку». А когда она выпивала — а она любила выпить бутылочку вина с кем-нибудь из близких ей — лицо ее оттаивало, глаза блестели, и видевшим ее становилось понятно, какой она была в те легендарные времена, когда в Париже позировала Модильяни (никто тогда не знал, что — обнаженной), имела поклонников, про которых Гумилёв говорил «Аня, больше пяти одновременно неприлично!» и проползала в щель под воротами, которые запирал ее муж Шилейко, чтобы она не сбежала.
У Ардовых на Ордынке, где посредине двора рос тополь, у неё была комнатка в шесть метров, почти вся занятая тахтой, а оставшееся место занимали стул и столик. Королева в изгнании сидела на тахте, уперевшись в неё ладонями, и принимала людей. Люди шли к ней с раннего утра до позднего вечера. Такие дни в семье Ардовых назывались «Ахматовками». Шли представиться ей, посмотреть на неё, прочитать ей стихи и услышать, как она читает свои. В соседней комнате кричал телевизор, там громко говорили, играли в карты. Окно нельзя было открыть: под ним мужики, матерясь, забивали козла. В подворотне, ведшей к подъезду, разливалась огромная лужа. И над всей этой прозой жизни из маленькой комнатки на Ордынке звучал ее твёрдый голос: «Поэт всегда прав!»
Поэт всегда прав, даже когда с сердечным приступом лежит в коридоре Боткинской больницы или на чужой кровати в чужой квартире («Подготовка к третьему инфаркту проходит успешно!»), поэт всегда прав, даже когда советские церберы вымарывают у него из стихов слова «Бог» и «тюремные ворота», и поэт всегда прав, даже когда неправ, называя с высоты своего величия Есенина «маленьким поэтиком» и утверждая, что «Цветаеву и близко нельзя подпускать к Пушкину».
Ее стихи, которые она не записывала и часто забывала, расходились по людям; их знали наизусть даже узники в лагерях. Сохранилась лагерная береста, на которой они выцарапаны. Забытые и сожжённые строки и стихотворения внезапно возвращались к ней из памяти тех, кто их сохранил. Свой тайный «Реквием», свой плач и стон, своё горе по убитым и ярость к убийцам она хранила в памяти семерых человек, которые не знали друг о друге.
Погружённая в «клокочущую тьму» самых страшных лет двадцатого века, жившая под угрозой смерти, которая еженощно могла постучать ей в дверь кулаками «этих милых любителей пыток, знатоков в производстве сирот», Ахматова не сломалась и не согнулась. В ужасе, грязи и крови доставшегося ей времени она сохранила серебро Серебряного века. Все понимали, что в эпоху пресмыкательства и раболепия значат ее величественная осанка, замкнутое древнеримское лицо и ее верность тем, кого убили. Когда многие, завидев жену или мать арестованного, переходили на другую сторону улицы, Ахматова ездила в Воронеж навещать ссыльного Мандельштама. «За это орденов не давали». Борису Пильняку, который однажды целую ночь ехал с ней из Ленинграда в Москву на своём новом американском авто, хотел на ней жениться и посылал ей корзины цветов, она отдала долг — стихотворением, написанным сразу после его ареста.

Текст из Антологии русской поэзии «Высокое небо».

Со страницы Алексея Поликовского

+1

203

Александр Блок

Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив — и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени....
Я озарен — я жду твоих шагов.

1902

0

204

Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...

Проходит тысяча мгновенных лет
И перевоплощается мелодия
В тяжелый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие"
В корнета гвардии - о, почему бы нет?..

Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
- Как далеко до завтрашнего дня!..

И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.

Георгий Иванов

0

205

Воспоминание

Ты выдумал меня. Такой на свете нет,
Такой на свете быть не может.
Ни врач не исцелит, не утолит поэт, -
Тень призрака тебя и день и ночь тревожит.

Мы встретились с тобой в невероятный год,
Когда уже иссякли мира силы,
Все было в трауре, все никло от невзгод,
И были свежи лишь могилы.

Без фонарей как смоль был черен невский вал,
Глухая ночь вокруг стеной стояла...
Так вот когда тебя мой голос вызывал!
Что делала - сама еще не понимала.

И ты пришел ко мне, как бы звездой ведом,
По осени трагической ступая,
В тот навсегда опустошенный дом,
Откуда унеслась стихов сожженных стая.

Анна Ахматова

0

206

К 130-летию поэта

Осип Мандельштам

Silentium(Тишина)

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

1910

0

207

К дню рождения Бориса Пастернака.

Katia Margolis

10 февраля 2021
День в календаре, дом среди снегов, столбики слов на белой бумаге.
То, куда возвращаешься всю жизнь. Или то, что никогда не покидаешь.
Хронотоп , который всегда с тобой.

https://kvotka.ru/images/2021/02/11/1.md.jpg
Дача Пстернака зимой.

https://kvotka.ru/images/2021/02/11/2.md.jpg

10 февраля 2015 г. ·
Большой дом поэта стоял среди сугробов, как корабль вот-вот готовый к отплытию. Мы жили в пастернаковской сторожке в Переделкине. Само имя поэта мало затрагивало нашу детскую жизнь – более того, с детским же снобизмом мы полагали до поры до времени, что все носятся с поэтом, просто потому что он папа нашего дяди, а нам почти родственник, что-то вроде дедушки. Что ж до паломников – так это его добрые знакомые – старички и старушки. Скукоженную кутавшуюся в шаль, молитвенно называли «Надежда Яковлевна» и добавляли впоголоса «Мандельштам», бородатого с палкой шепотом – Копелев, про горбоносую –говорили, что она сестра Цветаевой – которую детское воображение рисовало, как цветочную фею – одну из мелких разноцветных куколок из конфетных оберток, которые так ловко скручивала для нас после чая ее подруга – Софья Исааковна Каган. Фигурки все множились на столе, а потом от едва заметного дуновения Софьи Исааковны начинали кружиться в вальсе по клеенке с яблоками. Шел снег или падали листья. А роман и поэт – были просто пейзажем за окном. Физическим пространством детства. Мы росли на полях стихов к роману. Поле начиналось сразу за калиткой. На горизонте были обозначены верхушки сосен и маковка церкви. Там, в трех соснах был похоронен то ли, поэт с фамилией как овощ, то ли доктор, с другой смешной фамилией, словно пережевывающей этот самый овощ. Выходить одним за ворота нам не разрешали. Просто подолгу стояли у калитки, вглядываясь в поле, словно выманивая свою судьбу из белого листа за воротами. Посетители музея привыкли к нашим фигуркам у зеленого забора. Собственно, и музея как такового в доме поэта тогда не было. Было нечто полуподпольное, куда приходили люди. Много людей, много лиц. Много слов, голосов, споров, разговоров. Вскоре, года в четыре, кроме силуэтов и лиц, в конце аллеи стали понемногу появляться и буквы. Потом слова. Они попадали на белую страницу, оставляя следы от дома до калитки, и терялись в том же белом поле. Потом потянулись строчки. Наподобие заборов вдоль писательского поселка. И вот однажды среди лапок, черных веток и просветов между ними, которые, оказывается, складывались в звуки, удалось разобрать:
"По той же дороге чрез эту же местность шло несколько ангелов в гуще толпы. Незримыми делала их бестелесность, но шаг оставлял отпечаток стопы." Вот так они и топают с тех пор. Буква за буквой. Штрих за штрихом. И снова вещи той пастернаковской дачи звучат первыми стихами, и снова вечное детство возвращается страницами белья на веревках строк, метрикой шагов по заснеженным аллеям, рифмами деревьев вдоль аллеи, бескрайнем полем смысла за калиткой.

https://kvotka.ru/images/2021/02/11/3.md.jpg
Художник Катя Марголис. На даче Пстернака.

0

208

Анна Ахматова

Царскосельская статуя
Н.В.Н.

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

Осень 1916 г

https://kvotka.ru/images/2021/09/27/cVvB-R4j8VY.jpg
Фотография Анны Андреевны Ахматовой в Царском Селе...

Стихотворение написано в 1916, когда именно был сделан снимок неизвестно,
а впервые опубликован был в 1959 году в литературном журнале, который не вышел в свет...
Широкой публике фотография была показана в 1989 году в журнале "Наше наследие"

0

209

Ни в одном поисковике ни самого  снимка, ни информации  о нем я не нашла.
Спасибо Монике Вербат.

0

210


Голос Ахматовой."Реквием"

Первый раз услышала как сама Анна Андреевна читает "Реквием"

+1



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно