Эндрю Уайет (1917-2009)
Самый спорный художник в американской живописи ХХ-го века. Дело в том, что официально признанный стиль Уайета – реализм.
А время его творчества пришлось на эпоху модернизма.
И он оказался в такой ситуации: модные и влиятельные критики его не признавали, публика толпами валила на его выставки (отдохнуть от заполонившей все выставочные залы абстрактной живописи), музеи втихаря покупали его картины (кураторы часто лучше чувствуют живопись, чем критики)... и только художники, включая абстракциониста Поллака, - точно знали, что имеют дело с мощным и загадочным даром.
Картина «Мир Кристины» стала таким же американским символом, как картина примитивиста Гранта Вуда «Американская готика» (пожилая чета фермеров с вилами).
На картине изображена Кристина Ольсон, соседка Уайета по его летнему дому в штате Мэн, сидящая в поле и смотрящая на свой дом.
Кристина Ольсон была больна полиомиелитом, она отказывалась пользоваться коляской - чтобы никого не утруждать, и в течение шестидесяти лет ползала по дому, по огороду...
Уайет никогда не рисовал Кристину калекой. Ее тяжкий крест, ее тихое мужество стали качествами его картин о ней: колдовскими чарами ее дома, пустотой холма... и не только в этой картине.
Одна из лучших картин художника - «Ветер с моря» - тоже связана с Кристиной Олсон.
Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась и где никогда не прибирали...
«Там было жарко, я открыл окно, и вдруг ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет тридцать. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела от пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого - холод по спине.»
Уайета часто упрекали в том, что он чрезмерно прямолинеен, а его полотна – слишком реалистичны. Обладатель блестящей техники, он был педантичен и внимателен к деталям. По мнению некоторых критиков, именно Уайет готовил плацдарм для популярного нынче фотореализма.
Однако зачастую главным в работах Эндрю Уайета оказывалось как раз то, что он оставлял «за кадром».
На картине «Виноградное вино» нет вина.
На картине «День сурка» вы не найдете ни сурка, ни даже его тени.
На «Оторвавшихся от земли» нет птиц.
Намек, недосказанность, тайна, начало истории, которую каждый вправе закончить на свой лад, – Уайет всегда оставлял публике пространство для собственных трактовок.
"Далекий гром"