Часть 6
Итак, поздний вечер 26 июня 1967 года. Самая последняя организованная группа - делегация китайских студентов . Гид проводит привычную экскурсию, на автомате твердит текст. И вдруг замечает нечто необычное в поведении экскурсантов. Они взмахивают руками перед экспозицией, словно посылают в сторону картины и предметного плана пассами какие-то невидимые то ли проклятия, то ли благословения. Экскурсовод поудивлялась необычной традиции иностранцев общаться с объектом искусства, но не заволновалась, поскольку никаких следов этих пассов не увидела – они ничего постороннего на предметный план не бросили, все было так же как всегда. Закончила экскурсию, проводила гостей к выходу, вздохнула с облегчением и отправилась домой. Обычный экскурсионный день закончился.
А через несколько часов, уже ближе к утру на пульт пожарной охраны поступил звонок. Таксист, высадивший пассажиров около ближайшего к панораме дома, заметил над нею дым. Примчалась пожарная команда, залили пеной пламя, частично холст спасли.
Потом начал работу Следственный комитет. Кропотливую: с опросом свидетелей, с тщательным анализом места возникновения пожара, с определением очага пожара. Версий было несколько. Одна из них : проникновение злоумышленника. Тем более, что одно из панорамных окон оказалось разбитым. Правда следователи практически моментально определили, что разбито оно было не снаружи, а изнутри.
Сторож. Конечно же сторож. Вместо того, чтобы вечером после закрытия обойти здание, проверить сигнализацию и систему пожаротушения ( а она была на тот момент самой современной в Москве между прочим) он все сделал наоборот: обход завершил у щитка с сигнализацией, которую отключил, так же как и систему пожаротушения, выпил рюмочку и отправился на боковую. Проснулся, когда к зданию уже подъехали пожарные. И, боясь, что его как единственного находившегося здесь, сразу обвинят, решил имитировать проникновение : бросил в панорамное окно стул. Изнутри бросил. Не знал он о траектории разлета осколков. И признался быстро.
А следственный комитет продолжал "копать". Определили очаги возгорания – их оказалось несколько. Провели химический анализ и обнаружили в этих очагах.. следы магниевой смеси. А смесь эта, надо сказать, относится к числу самовозгорающихся. Что это значит? А то есть нальешь лужицу где-нибудь и уйдешь. А через некоторое время, может час, а может три часа (зависит от состава смеси) , вступив в медленную реакцию с азотом из воздуха, лужица эта загорится и спалит все вокруг.
Вот тут-то и вспомнили о колдунских пассах китайских экскурсантов в сторону полотна и предметного плана. Ни хрена они не восхищались, а разбрызгивали эту самую смесь. Все другие версии к этому времени не подтвердились. Осталась только одна эта.
Но тут появились товарищи из известных органов и сказали: "Ша, ребята. Остановитесь. Дальше геополитика, а это уже наша сфера ответственности. Всем спасибо, все свободны". Историю с китайским поджогом озвучивать и муссировать, как мы теперь знаем, никто не стал – и без того хватало взрывных моментов, только этого еще не хватало - реагировать на хулиганскую выходку . Правда не помогло. Впереди еще был остров Даманский…
А полотно, утраченное в результате пожара почти на две трети, восстановили в рекордные сроки – к юбилею Великой Октябрьской социалистической революции в том же 1967 году. Это отдельная история: как художники искали фото и плакали, глядя на нечеткие черно-белые снимки.
И как случилось чудо: нашелся немец, ярый поклонник Рубо, который последовательно отснял нашу панораму кусочек за кусочком на хорошую цветную пленку. Как его нашли, как уговорили поделиться этим сокровищем. Как 12 художников из студии Грекова ставили проектор и переносили на холст силуэты персонажей, как потом, напрягая глаза, изучали оттенки на слайдах и переносили их на полотно. Кстати, полотно-то тоже надо было найти – нелегкая задача. Спасибо, было в загашниках для будущей диорамы "Сталинградская битва". Диораму решили притормозить, холст отдали "грековцам".
Как потом тщательно по ниточке переплетали новое и очищенное от копоти уцелевшее полотно Рубо, чтобы следы соединения были максимально незаметны. И все это уже когда полотно находилось в вертикальном положении. Иначе бы не получилось. А все-таки получилось. Да так, что когда высокая комиссия академиков – учителей этих молодых ребят, пришла принимать их работу, председатель задумчиво смотрел-смотрел, а потом шепотом спросил: "Ребята, а теперь расскажите: где здесь вы, а где Рубо?" Высокая оценка.
На память о том пожаре в одном из залов панорамы хранится обгоревший фрагмент оригинального полотна – "Всадники".

Вот такая история частички моего района, частички нашей общей столицы.
Сейчас в музее "Панорама "Бородинская битва" осуществляется удивительный проект "Открытая реставрация" – это очередная реставрация. Но проходит она без демонтажа полотна, в присутствии посетителей. Проект состоит из трёх этапов и рассчитан на период до 2023 года.
Будете в Москве, не пожалейте времени, зайдите в этот славный музей.


