Тото – один из величайших итальянских комиков.
Тото, настоящее имя – Антонио Клементе, родился в Сантите – бедном квартале Неаполя. Его матерью была Анна Клементе, отцом – маркиз Джузеппе де Куртиз, признавший отцовство только в 1928 году. После смерти отца в 1933 Тото усыновил маркиз Франческо Гальярди Фокас.
В 1946 неапольский суд восстановил полное имя Тото : Антонио Гриффо Фокас Флавио Дукас Комнено Порфирогенито Гальярди де Куртиз Византийский, Герцог Палатинский, Рыцарь Священной Римской Империи, Наместник Равеннский, Граф Македонский и Иллирийский, Князь Константинопольский, Киликийский, Фессалийский, Понтийский, Молдавский, Дарданийский, Пелопоннеский, Герцог Кипрский и Эпирский, Герцог и Граф Дривастский и Дураззский.
Тото действительно происходил из династии Комнинов и однажды даже выиграл анекдотичный судебный процесс против какого-то немецкого аристократа. Немец оспаривал права Тото на престол Византийской империи, прекратившей свое существование еще в XV веке. И проиграл…
Тото, прославился как один из самых популярных итальянских киноактеров в истории. Начав свою актерскую карьеру в 1917 году, Тото стал известен как комик и поэт (он писал на неаполитанском диалекте), играл в театрах Неаполя и Рима, выступал в варьете. С 1937 года начал сниматься в кино. Успех ему принес найденный образ неутомимого и тщеславного авантюриста, энергичность и предприимчивость которого резко контрастировала с собственной беспомощностью перед лицом жизненных обстоятельств, ущемленность с амбициозностью.
Тото из-за небольшой аварии (по другой версии он повредил нос в инциденте, произошедшем в матче любительского футбола или бокса, так как в юности предпочитал спорт учебе) приобрел неповторимый рисунок игры, с его нерегулярной мимикой лица. Это станет в дальнейшем его товарным знаком: способность разъединять свое лицо и тело, как марионетка и вскоре он стал очень популярным, а его комиксы и гэги приобрели широкое признание.
С 1940 года Тото представлял самое лучшее из итальянской комедии. Тем не менее, некоторые из его пикантных гэгов стали предметом парламентского расследования, поскольку, учитывая его популярность, их можно было считать политически опасными для правительства.
В 1950 он также начал сочинять стихи. Наиболее известным является, вероятно «Livella», в котором высокомерному богачу и скромному бедняку предстоит встретиться после их смерти и обсуждать свои разногласия.
Персонаж Тото кочевал из фильма в фильм, а наибольшего успеха актер достиг в 50-ые годы, благодаря многочисленным комедиям, в том числе «Тото в поисках дома» (1949), «Тото Ле Мокко» (1949), «Тото ищет жену» (1950), «Тото и короли Рима» (1951), «Тото и Каролина» (1955). Некоторые картины актера, такие как «Тото и Клеопатра» (1963) и «Тото Аравийский» (1964) откровенно пародировали серьезные жанры кино.
В то же время Тото снимался и в картинах более высокого художественного уровня – «Неаполь – город миллионеров» (1950) Эдуардо де Филиппо, «Золото Неаполя» (1954) Витторио Де Сика, «Закон есть закон» (1957) Кристиан-Жака, «Злоумышленники, как всегда, неизвестны» (1958) Марио Моничелли, «Операция «Святой Януарий» (1966) Дино Ризи.
Есть фильмы, которые его утомляют. Изображать шейха, монашку, светскую даму, пожарного, кирасира, Тарзана только потому, что это сразу вызовет смех, – дешево. Для артиста здесь мало материала. Впрочем, потому-то такие пустячки играть труднее. Бывает, к счастью, иначе. Это когда он снимается в больших фильмах. В них он ощущает: я – артист. Приятно играть с большими актерами, с большими режиссерами. В «[b]Полицейских и ворах[/b]» – с Альдо Фабрици. Вместе с Фернанделем – в фильме «Закон есть закон».
В 60-ые годы Тото периодически снимался у режиссера Пьера Паоло Пазолини – «Птицы большие и малые» (1966), новелле «Вид на Землю с Луны» в фильме «Колдунья» (1967) и новелле «Что за облака!» в фильме «Каприччио по-итальянски» (1968).
В его искусстве всегда была сильна народная традиция исполнительства, близкая комедии дель арте, и в своих лучших работах, связанных с фильмами видных мастеров итальянского кино – Роберто Росселлини, Эдуардо Де Филиппо, Витторио Де Сика и др., Тото органично соединял условность и традиционность комедийных приемов с точностью жизненных наблюдений, остротой социальных характеристик своих героев.
Несмотря на свою внешность у Тото была репутация большого «плейбоя». В 1929 году он живет вместе с одной из своих любовниц, актрисой театра, играющей субреток (по другой версии она была певицей в популярном кафе) Лилианой Кастаньола, которая совершила самоубийство после того, как их взаимоотношения закончились в 1930 году. Этот трагический отпечаток он пронесет через всю жизнь. Он похоронил Лилиану в своей семейной часовне, и назвал свою первую дочь в ее честь Лилиана де Куртис. Дочь родилась у него в 1933 году от его первой жены – Дианы Бандини Родиглиани, с которой он познакомился в 1931 году и женился в 1932 году. (В некоторых источниках указано, что он женился в 1935 г.) Но брак долго не просуществовал – он подал на развод в Венгрии, по причине ее неверности и суд, наконец, вынес решение в Италии в 1940 году.
Но его подлинная и истинная любовь пришла в виде Франки Фалдини в 1951 году, когда он был потрясен, увидев ее фотографию на обложке журнала «Огги». Ей было только 21, а ему – 53. Они тайно поженились в Швейцарии в 1954 году, а в октябре того же года, Франка чуть не умерла при родах своего сына Massenzio, которые, к сожалению, скончался несколько часов спустя.
После трагедии, которая лишила его сына, Тото спасается бешенным темпом работы, и даже серьезное заболевание бронхитом он переносит на ногах в 1956 году (чтобы избежать отмены шоу и не разочаровывать своих поклонников), что в конечном итоге приводит к осложнению в виде инфекции глаз и он теряет большую часть зрения, но он и это пытается игнорировать. Недостаток почти не затрагивает его график.
…Свет юпитеров меркнет. Человек в мятой шляпе снимает дешевый шарф, развинченной походкой идет за кулисы и усаживается в темном углу, заваленном декорациями. Вытирает испарину, привычным движением надевает черные очки. Вид усталый, почти больной. Это – Тото, великий итальянский комик. Одна сцена отснята, он готовится к следующей. Появляется слуга с подносом: «Граф, ваш кофе». Тото, он же Антонио де Куртис Гальярди Гриффо Фокас, герцог Комненский, последний наследник престола Византийской империи, не спеша пьет кофе.
Он встает и возвращается в павильон. Съемка продолжается. Очки на время сняты. Потом он их быстро наденет – Тото почти не видит. Тото слепнет.
Смех. Мастер смеха. Это верно, они все смеются, когда он появляется. Сам он свои фильмы не смотрит. Не видит.
В свободное время Тото пишет стихи. Последний цикл стихов он записал на пластинке. Назвал ее «Ливелла». Ливелла – та, что все уравнивает, та, что с косой, безглазая. Так называется главное стихотворение цикла. Оно посвящено смерти.
Тото скончался 15 апреля 1967 года в Риме, после серии сердечных приступов. Его последние слова были направлены на истинную любовь его жизни: «Я люблю вас очень Франка. Очень сильно».
Его хоронила вся Италия, весь Неаполь. «Наш Тото умер», – сокрушенно говорили неаполитанцы и все итальянцы. И может быть, впервые Италия осознала, какого великого артиста потеряла.
Тото снялся более чем в 100 фильмах, все они в Италии считаются классикой, по-прежнему популярны в Италии и постоянно транслируются на итальянском телевидении.
Это был последний прославленный наследник престола исчезнувшей империи… Исторической и кинематографической. Toto’ a Napoli.
«Закон есть закон» (1957)
«Операция «Святой Януарий» (1966)
Полицейские и воры 1951
Сегодня исполняется 50 лет со дня смерти. Светлая память.
Отредактировано Lina (15-04-2017 11:39:49)