Наверх
Вниз
whatsapp-image-2022-02-27-at-16-00-56-1-1024x490

Какие наши годы!... Форум для пенсионеров и не только.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ирина Снегова… Поэзия

Сообщений 181 страница 210 из 244

181

Пародия

Александр Иванов

Береза
Березы — это женщины земли...
Ирина Снегова

Да, я береза. Ласковая сень
Моя —
           приют заманчивый до всхлипа.
Мне безразлично, что какой-то пень
Сказал, что не береза я, а липа.

И нипочем ни стужа мне, ни зной,
Я все расту; пускай погода злится.
Я наливаюсь каждою весной,
Чтоб в «Августе»* талантливо излиться.

Пусть критик
                      на плетень наводит тень,
Пусть шевелит зловредными губами.
Мы, женщины-березы,
                                    каждый день
Общаемся с мужчинами-дубами.

* «Август» — книга стихов И. Снеговой.

Если кто-то не помнит, то Александр Иванов-талантливый пародист и ведущий передачи "Вокруг смеха".
Попасть к нему на язык или на кончик пера многие считали за честь в те годы.

+1

182

Конец шестидесятых...
Весенняя Москва, Церковь на Комсомольком, похожая на расписной пряник, Крымский мост, Калужская площадь, Ленинский:
такие любимые и знакомые с тех давних пор места для девочки приехавшей в Москву с тетрадкой старательно переписанных стихов любимого поэта
и не знала та девочка, что где-то рядом с ней может быть проходила она...

Ирина Снегова

После снега

Воровато, тихой сапой,
Входит в дом он, этот запах, —
Горечь почек и корней,
Вздох былья, шуршанье дней...
Обольщает этот запах:
Не для си́дней, не для слабых
Время... Брось: "Полно забот!"
И пошла я (ведь зовёт)
По Садовой без садов,
Вдоль домов, сквозь строй годов,
К Крымской, к белому Николе —
Веселейшей из церквей, —
Запах неба, запах воли,
Будто благовест над ней.
Что дела, весь век дела,
Ну ещё хоть до угла!
Через мост... Всю зиму клушкой...
До Калужской, по Калужской
На опасный этот запах
(Горечь почек и корней)
По прямой, на Юго-Запад...
Жизни всякий раз — видней.
Погромыхивает где-то,
Капля стукнула по лбу,
Я иду навстречу лету...
Провожать? Встречать судьбу!
Дождь (небось балкон не заперт)...
Я иду на Юго-Запад,
От заставы на подъём,
Сквозь похожесть: к дому - дом.
Всё пальто моё мокро́,
Всё лицо моё мокро́.
Льёт? Пускай! Вопрос привычки.
Ввысь да ввысь — к чему метро...
Не кротовое, а птичье,
Надо быть, во мне нутро!
Гонит... Прочь... По-молодому...
Отстраняя вся и всё...
По проспектам, по шоссе
Я иду навстречу грому,
В сторону аэродрома —
Прямо в взлётной полосе!
1968

https://picua.org/images/2019/04/22/61f39a0e3e9ff55b0d549e734e993f26.md.jpg
Калужская площадь, вдалеке Крымский мост

https://picua.org/images/2019/04/22/fed0b845ded2e445533a222adf45a2d9.md.jpg
От Калужской Ленинский идет далеко: до Внуково

https://picua.org/images/2019/04/22/430a4886bf2c483162f2cf52018fd05f.md.jpg
Калужская площадь 60-ые

https://picua.org/images/2019/04/22/0bb1e0fd6952e79ca31422647aea4491.md.jpg
Калужская площадь весна 60-ые

+1

183

Ой, какие весенние стихи.  И какой замечательный комментарий, Тин!
Вот дано было Снеговой это умение - обращаться напрямую к эмоциям. За что и любим...

0

184

Ирина Снегова
 
***
Известен рассказ слуги-африканца об участи белого охотника, ранившего слона:
«Слон схватил бвану* Херста, понёс его к дереву и стал бить об ствол.
Бвана закричал, и слон ударил его ещё раз; бвана крикнул второй раз, слон ударил его ещё сильнее.
После этого бвана перестал кричать – слон бросил его и ушёл» (из газет).

О, дивный сон:
Я слон,
Семь бед – ответ,
Молитесь богу,
Злыдни и болваны…
Я в лифт вхожу,
В предбанник,
В кабинет…
Я хоботом
Из кресла
Об пол
Бвану!

1969

• бвана – белый господин (афр)

0

185

Попробуйте прыгнуть
С сосны на сосну
И факелом вскинуть
Свою рыжизну,

Кометой прорезать
Мерцанье берез
И гриб углядеть:
Как он за ночь – подрос?

На стебель надеть
Земляничный шашлык
И спрятать в тайник,
И забыть про тайник.

Попробуйте в небо
По елке взбежать
И самую маковку
К туче прижать,

И там, раскачавшись,
Застыть на весу…
Тогда вы поймете,
Как скучно внизу.

1973

0

186

SOS

Всё молкнет. С ходу, сразу.
Баян и грохот джаза,
Стон жалоб, хор нотаций,
Грызня радиостанций —
К дыханию эфира
Льнут жадно уши мира.
И мгла, как лошадь в шорах,
Косит на каждый шорох.
Вот так, три раза в сутки,
Ждёт, затаившись в жуткой
Тиши, включив все средства,
Земля. Ждёт знака бедствий.
Ждёт вопля вод и суши:
«Спасите наши души!»
Ждёт, обратив радары
На дымных бездн провалы,
Готовая на помощь
Сквозь полдень и сквозь полночь.
А если это рядом,
За стенкой—
Вздохом, взглядом,
Молчком - не криком в уши?..
Спасите наши души!

Внимательнее слушай.

https://picua.org/images/2019/06/04/cd0206b19dc11b99c7b8c328b5950aa5.jpg

0

187

0

188

И солнце льнёт сквозь лес. Из всех прорех.
Жасмин кадит. Бьют травы по плечу.
Вот это звали: непрощённый грех –
И грех роптать. И всё-таки ропщу?

Ирина Снегова
1965

0

189

Ох, страсть выяснять отношенья —
Всё чистить, всё драить, всё месть!
Боязнь обойтись без решенья,
Без выводов, просто, как есть...

(из книги "Крутизна")

0

190

БЬЮТ ЧАСЫ

Бьют часы… Кого? Зачем?
Бьют за что, скажите?
Бьют часы — четыре, семь:
Всем, всем, вcем — спешите!

Бьют меня, тебя, его:
Что ты спишь доселе?
Бьют за то, что ничего
Сделать не успели.

Бьют не в бубен, бьют в набат,
Бьют тревогу грозно…
«Торопитесь, говорят,
Завтра — будет поздно!»

Бьют подъём и бьют отбой,
Бьют отъезд и встречи,
И яснее этот бой
Самой ясной речи.

Бьют часы. Жесток их бег.
Точно их движенье.
Мчится время… С ним весь век
Мы ведём сраженье.

Хочешь победить в бою –
В жизни сделать что-то?
Бьют часы... Всю жизнь свою
Я боюсь их счёта...

1960

  https://picua.org/images/2019/06/25/864db637c28b15b5041dba47ef147c49.jpg
На фото: "детский" вариант этого стихотворения, страничка из книги "Бьют часы" 1962 года издания.

https://picua.org/images/2019/06/25/c28991e44e96d82139a2123e9d06afbf.jpg

0

191

Пойми одну простую истину:
Всё окупает, искупает
Вот этот свод сквозящий лиственный
И синь, что в щели проступает.

1969

0

192

У ВОДЫ

Сер июль. И стоишь у воды.
Как ограблен.
В сером море, вдоль серой гряды,
Пробирается серый кораблик,
В сером серое. Где-то
На солнце закрылась заслонка.
Нету цвета.
Как будто цветная засвечена пленка.

1974

https://picua.org/images/2019/07/08/802b7eb7a95807e06c3a3a7ab88ab196.md.jpg

0

193

Р.Гамзатову (к юбилею)

Да здравствуют годы и строчки,
Привет тебе в час веселый!
Тебе, что рожден в сорочке
От меня, родившейся голой.

1973

0

194

Зеленое лезет в глаза. Продраться сквозь зелень нельзя…

https://picua.org/images/2019/07/10/82edac80d121f69ad4f98d682625c811.md.jpg
Елена Юшина. Просто летний дождь

И снова - была не была –
Июнь закусил удила!
Спешит, неразборчив и щедр,
Зеленое хлещет из недр,
Зеленое лезет в глаза,
Продраться сквозь зелень нельзя…

Застрянь – и, зеленым кипя,
Июнь прорастет сквозь тебя!..
Зовет: выходи, не суди…
Июнь… И не всё позади…
А жизнь-то была? Не была?
Июнь закусил удила.

Ирина Снегова

0

195

Вновь 23-е сентября!
День равен ночи. Равноденствие.
Как действие противодействию
Равно, заре равна заря.
Правь, 23-е сентября!

Меж тьмой и светом равновесие,
По-братски тишь и гладь творя,
Природа всё сочла и взвесила,
И 23-е сентября

Не просто равно – благоденствие...
Но странное взаимодействие
Высот и недр гнетёт моря
Под 23-е сентября:

Валы растут, вскипают, рушат,
Глубь рвёт и топит якоря...
Противоборство вод и суши –
Шторм – 23-е сентября!

Сошлись в упор две рати равные,
Две неуступчивости главные,
Две воли, два календаря.
Всё 23-е сентября

На максимуме напряженье.
Над нами. В нас. Но, верь, не зря
Свет отступает без сраженья...

Ночь. 23-е сентября.

Ирина Снегова
1965

0

196

https://picua.org/images/2019/09/26/ee98bbf4dd1b16b9660437aebca18824.md.jpg
Плющиха

ПЛЮЩИХА

Дождь сквозь темень, поздно, тихо;
Рядом, можно без плаща.
Эта улица — Плющиха.
Плющ? Откуда... Нет плюща.
Прежде, может, полз по ней,
Но ни стен тех нет, ни дней.
Были ветхие, глухие—
День плющихи Евдокии,
Снег плющившей поздним льдом...
Новым днём жив новый дом!

Здесь — да что вы! — звон копыт? ..
Чад чадит, и гуд гудит,
Время вертит круто, лихо,
По каменьям нас таща,
И живёшь ты, как Плющиха,
Как Плющиха без плюща.
Лишь порой ночным дождём
Обовьёт, как дом плющом.

Ирина Снегова

0

197

https://c.radikal.ru/c28/1909/65/b16d6440956c.jpg

О сердце, сердце человечье,
Как робок твой тревожный стук,
Как хрупок он, горяч и вечен,
И как полно́ им всё вокруг!
Травой проросший камень храма,
И новый дом, и лист в саду
Несут в себе твой стук упрямый —
Земли отраду и страду.
Всех тяжелей твоя работа,
Нет передышки ни на миг,
Не смеешь сбиться ты со счёта
Ударов медленных своих.
Порой ты бьёшься через силу —
И через силу жить велишь...
Порой отбросишь тьму могилы
И вдруг... от счастья заболишь.
Века уходят за веками,
А страсть твоя с твоей тоской
Живёт, бессмертным сделав камень,
И плачет песенной строкой!

1957

0

198

Заметались в горах
Длиннохвостые тени,
Рыжий бес заплясал
По эвксинским камням,
Жестяной перезвон
Пересохших растений
Возвестил панихиду
По отжитым дням.
Был сентябрь этот штилем,
Спокойствием света,
По дымящимся щелям
Синеющей тьмой...
И казался совсем
Не продлением лета –
Продолжением жизни самой!

1967

0

199

Ирина Снегова

Ночной огонь в зелёном абажуре,
Настольной лампы негасимый свет…
— Не спишь?
— Не сплю.
— Дежуришь?
— Да, дежурю:
Несу за человечество ответ.

Так меж собой столетия подряд
Светильники ночные говорят.

https://picua.org/images/2019/11/13/ebbddcd37b3fb02e55128d92435e92cd.md.jpg
Маргарита Чигина. Ночь

0

200

Негромкий дождь, холодный, частый.
Он зарядил на сотню лет.
О чём ты думаешь?
О счастье...

Смотреть на дождь,
На белый свет.

Ирина Снегова

+1

201

Молитва

День тронул землю белыми руками,
На мглистом небе занялся восход,
И каждый куст. И каждый голый камень
«Возрадуемся, братие» поёт.

Ирина Снегова
1975

0

202

ВЕСНА

Бинты берёсты, простыни снегов,
Больничная пересинённость теней,
И солнце в паутине облаков,
И тишина, как благодать забвенья.

Земля моя! Какой печальный круг,
Безвыходность запущенной болезни…
О, как ты ждёшь, чтобы вошёл хирург
И, вскинув скальпель, приказал: воскресни!

Ирина Снегова
1974

0

203

ТЕНИ

Солнце, как сети рыбацкие,
Тянет на свет свой улов —
Тени старинно-арбатские
Из старомодных домов.

Круты и пасмурны лестницы,
Шляпки сносились до дыр...
Ветхие века ровесницы
В лавочках ищут кефир.

Сколько разрух за разрухами...
Руки в перчатках гудут...
Не оскорби их старухами —
Старые дамы идут.

Дальнее что-то и близкое...
Светлые взгляды смирны...
Были они гимназистками,
Помнишь, - до первой войны...

Шатки их узкие плечики,
Горестны бледные лбы...
Как поминальные свечечки
В давке шумящей толпы.

Ирина Снегова
(из книги "Благодаренье")

https://picua.org/images/2020/03/16/b2303a9f052b06cdcae25ad5e7d3bd4d.jpg

0

204

.....Не оскорби их старухами —
Старые дамы идут.

Дальнее что-то и близкое...
Светлые взгляды смирны...
Были они гимназистками,
Помнишь, - до первой войны...

Шатки их узкие плечики,
Горестны бледные лбы...
Как поминальные свечечки
В давке шумящей толпы.

Да, они были дамами, они были другими чем мы,
Увидев их, лично мне, тогда совсем девчонке, хотелось распрямить спину.
Кроме стати, точно описать их не смогу, не помню, наверно только то что они были другими, чем бабушки вокруг.
Хорошо помню тот момент, когда лет через десять после приезда в Москву поняла, что их нет, они ушли и сердце сжалось.

"Вот дано было Снеговой это умение - обращаться напрямую к эмоциям."
Лара как ты права

0

205

1 июня исполнилось 100 лет со дня рождения известного советского поэта и переводчика Давида Самуиловича Самойлова,
одного из крупнейших представителей поколения поэтов, которые со студенческой скамьи ушли на фронт — «поэтов-сверстников» Ирины Снеговой.
Самойлов и Снегова приятельствовали, И.А. называла его Дезиком, как многие близкие друзья.
На сайте  https://www.irinasnegova.com/ опубликована переписка Давида Самойлова с Ириной Снеговой, которая приоткрывает нам «поэтическую кухню» Снеговой, её взгляд на поэзию как на «скорбь о несовершенстве мироздания».

https://c.radikal.ru/c32/2006/d2/9d2514d7c59c.jpg

«Милая Ирина!
Наконец-то, преодолев одну из самых могучих во мне леней — эпистолярную лень, собрался написать тебе о "Трёх дождях".
Книгу я считаю хорошей, когда в ней есть три хороших стихотворения. У тебя их не менее пяти. В числе их (по моему вкусу) — "Вмёрзла в небо звезда" (кроме слова "густа"), "Апрельский гекзаметр".
Но поэтическую книгу надо читать, как любую другую, со всеми её удачными и неудачными страницами. Потому что поэта делают не только взлёты, а и качество обычной его повседневной стихотворной материи. Некоторые неудачи важнее удач.
"Гарнир" твоей книги — этюды, часто блестящие, мастерские, красивые. Твоя повседневная материя (как это выглядит в книге) — этюд. Т.е. приуготовление к чему-то. К чему? Это вот и скрыто в жёстком твоём мастерстве.
Этюды по большей части — о природе. Это общая черта, свойство или недостаток нынешней "честной" поэзии. Все мы этим грешим — любим писать о природе, мы, горожане, для которых природа не среда, а форма внешнего или внутреннего комфорта. А в поэзии ещё — материал для метафор и аллегорий. Метафор и аллегорий о тоске. Тоска-то у нас разная, но мы, горожане, настолько внешне и поверхностно знаем природу, что метафоры и аллегории у нас однообразны. У тебя — мастерские и талантливые, у других — бездарные и вялые. В любом случае на дне нашей пейзажной, философической лирики всегда лежит тоска. Тоска по чему? И это скрыто.
Вероятно, тоска по счастью. Но счастье в общении с природой для нас — фикция. Это счастье в Коктебеле или в Малеевке продаётся за сто десять рублей в месяц, а то и со скидкой. И Лягушачья бухта лезет из нашего моря, а малеевский лесок из наших пущ и рощ. Я тебя за это не корю. За это я и себя бы должен корить. Просто представился хороший повод поразмыслить об этом. И может, что-то перерешить в поэзии, потому что по-другому моделируешь и себя.
Прости, что я обошёлся без обычных реверансов. Ты — поэт талантливый и серьёзный. Другому я бы и писать не стал.
Очень давно не писал столь длинных писем.
Горжусь своей неторопливой обязательностью.

Привет. Дезик.»

И ответ Ирины Снеговой:

"Дезик, дорогой!

Большое спасибо за преодоление лени, за доброе письмо. Именно доброты нам и не хватает. И, может быть, тоска, о которой ты говоришь, у меня, и у нас — и по ней? Спешу ответить тебе сразу, во-первых, потому что боюсь откладывать — не соберусь; во-вторых, потому что не могу не возразить.
Я совершенно не согласна с тобой во взгляде на стихи о природе. Я убеждена, что горожанин чувствует её (понятно, если ему дано и чувствовать, и выразить) сильнее, острее, а порой и "свежее", чем видящий каждый день.
И не только оттого, что глаз, что ли, более жаден, что вода в пустыне слаще, но в силу какого-то наследственного, естественного тяготения, из камня — к живому. А тоска тоже естественна: и тоска преходящести, и тоска беспомощности — и перед необратимостью, и перед злом. Да и само, как теперь пишут в «Комсомольской правде», чувство прекрасного состоит в какой-то степени и из этой тоски. Я однажды слышала сказанное одним критиком отнюдь не гениальным соображение, на мой взгляд, гениальное: поэзия — это скорбь о несовершенстве мироздания.
А что касаемо этюдов, то верно: пишут этюды на природе как подготовку к большой картине, но уже импрессионисты узаконили этюд как конечную цель. Да и музыка ещё с Листа признала этюд…
Разговор же о знании жизни или природы считаю порочным. Нужно чувствовать и видеть, иметь, как говорили, «орган боли». Коктебель, Малеевка — места хорошие, зря ты их бранишь. И они были бы Болдиным, кабы Пушкин был... У всех свои деревни. Смешно после Пушкина да Болдина, но и я вот всю жизнь летом живу под Москвой, где каждую сосну знаю. О них и пишу в этом стихотворении, которое тебе посылаю как ответ на «природные» упрёки. Никогда, никому стихов не посылала, да и стишок — так себе, но к разговору нужен.
Вот и получилась у нас переписка под стать прошлому веку. Хороший был век…
Ещё раз спасибо за письмо, желаю тебе в твоём «подмосковном» урожайных осеней и вёсен.

11 февраля 1972 года. Ирина Снегова».

+1

206

Какая "вкусная" переписка...
Как жаль, что эпистолярный жанр исчезает из нашей жизни.

0

207

Но защитите тишину,
Её осталось в мире мало,
В морях она ушла ко дну,
В горах – к снегам, за перевалы.

Забилась в темь и духоту
Последних чащ, но всё слышнее:
– Держи её! Ату, ату!..
Стреляй, взрывай, круши!.. За нею!..

И гонят. И по всей земле
Охота кружит в ражем рёве.
И даже ночью, в сонной мгле,
В ушах не глушь, а грохот крови.

Всё разъярённей высоту
И недра рвут, как псы, моторы.
– Держи её! Ату, ату!.. –
Хрипят радиостанций своры.

А что, когда, устав стонать,
Земля возьмёт и скажет людям:
– Ну что ж, пора и совесть знать...
Ну, покуражились – и будет!

Тряхнёт – и вздох пойдёт ко дну,
Последний крик рванётся к звёздам...
Поберегите тишину!

Я это говорю серьёзно.

из книги "Крутизна"

0

208

https://kvotka.ru/images/2020/10/17/s1200.md.jpg

Дождями и листвой
Ночь хлещет, как вожжами.
Москвой, Москвой, Москвой,
Залёгшей между нами,
Иду я, как в лесу,
Впотьмах, лица не пряча...
И льётся по лицу.
А может быть, я плачу?

Ирина Снегова
1968

0

209

Платформа подмосковная пуста,
Идёт состав: Москва – Алма-Ата.
А для чего мне та Алма-Ата,
Когда вокруг лишь сосен немота!
Пусть мчится поезд, стёклами звеня, –
В Алма-Ате никто не ждёт меня…
Гудками паровозными трубя,
Другой кричит мне город: «Жду-у тебя!»
Но мне к нему заказан путь. Закрыт!
И красный свет в отливах рельс горит.
Лежит он, древний, в складках древних гор,
Я на него сквозь даль смотрю в упор…
Но всё плотнее ночи темнота,
Идёт состав: Москва – Алма-Ата.

Ирина Снегова

1957

0

210

https://kvotka.ru/images/2020/12/15/YNUS.LEONID-BORISOVIC.md.jpg
Януш.Леонид Борисович

Платформа подмосковная пуста,
Идёт состав: Москва – Алма-Ата.
А для чего мне та Алма-Ата,
Когда вокруг лишь сосен немота!
Пусть мчится поезд, стёклами звеня, –
В Алма-Ате никто не ждёт меня…
Гудками паровозными трубя,
Другой кричит мне город: «Жду-у тебя!»
Но мне к нему заказан путь. Закрыт!
И красный свет в отливах рельс горит.
Лежит он, древний, в складках древних гор,
Я на него сквозь даль смотрю в упор…
Но всё плотнее ночи темнота,
Идёт состав: Москва – Алма-Ата.

Ирина Снегова
1957

+1



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно