В своей любви к пейзажной живописи я признавалась давно и многократно. А эту тему хочу посвятить второму по предпочтениям живописному жанру. Название у него при этом слегка тавтологией отдает, но что поделаешь.
Итак, прошу любить и жаловать: жанровая живопись.
По определению Википедии — это художественное изображение сцен повседневной жизни. Как же интересно бывает разглядывать эти самые сцены! Порой они дают представление об укладе жизни в определенное время и в определенной стране в сто раз больше, чем целая кипа книг.
Если бы я была художником, то обязательно бы время от времени делала подобные зарисовки окружающей жизни.
Картин подобного рода у меня очень много. Некоторые достаточно хорошо известны. Некоторые для меня были открытием. Хочу этим открытием поделиться с вами.
Начну с двух картин, написанных примерно в одно время в разных странах. А сценки из жизни на них абсолютно идентичны. И вызывают улыбку.
Первая - кисти малоизвестного российского художника Георгия Белащенко. Написана в конце XIX века. Это практически единственная известная картина этого художника.
«Первая папироса»
Какая картина «говорящая», да?
Старшой, который цигарку стырил, пытается имитировать папаню, наверное. Делает вид, что для него это самое курево — тьху... да он практически кажный день смолит. Ну, конечно, это дело сурьезное, мелкоте не понять. Надо табак не просыпать...
Короче, занят мужским взрослым делом, на товарищей и не глядит.
Который чуть помладше, в синей рубашке, и в шляпе, участливо рукой к плечу куряки прикасается. Не опирается, нет, чуть придерживает. Вроде как подбадривает: «давай, друг, я с тобой». Этим касанием вроде как тоже участвует в страшном деле будущего вдыхания табака. Он точно решится вторую затяжку вслед за другом сделать. Если тот предложит, конечно же.
Мелкие пацаны совсем с другим настроением к этой ситуации относятся. Тот, который в красной рубашке, вроде как кино смотрит. Своего участия никак не проявляет. Ему просто интересно. К себе эту ситуацию никак не примеряет. Мал еще.
Мелкий в белой рубашонке, мне кажется, младший брат экспериментатора. За коленку того ухватился и аж рот разинул. Слегка побаивается: а ну как чего случится? А вдруг цигарка какая «неправильная»? Всяко же может быть же. Больше всех переживает.
А девчонка стоит себе с постной физиономией и думает: «Вот дураки-то... Ох-хо-хо...табачищщем вонять будут... нет чтоб делом заняться — в салки там поиграть, по ягоды в лес сходить. Все им, мужикам, какую-то ерунду попробовать надо. Правильно маменька говорит, не водись с ними. Уйти что ли? А ну как застукают? Не, постою еще, интересно. Получится у него? Потом мамане все одно расскажу. Ишь чего удумали — цигарки воровать? Еще не дай Боже, дырку прожгут. Близко не пойду..."
А эта картина немецкого художника Феликса Шлезингера. Называется «Мальчик с трубкой».
Тоже на рубеже веков написана, примерно в то же время. Но тут совсем другая история. Если у Белащенко курение — это маленький спектакль с актером и зрителями: там экспериментатора не столько процесс привлекает, сколько возможность почувствовать себя в центре внимания, самоутвердиться. У Шлезингера же пацан хочет именно получить новые ощущения. Понять, чем привлекает взрослых процесс курения. Для этого ему не нужна публика, она скорее мешать будет. Поэтому он и нашел укромный уголок.
Теги: жанровая живопись