Наверх
Вниз
whatsapp-image-2022-02-27-at-16-00-56-1-1024x490

Какие наши годы!... Форум для пенсионеров и не только.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Книги из прошлого

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Владимир Высоцкий.

Баллада о борьбе

Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев и миpных костpов,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастpоф.

Детям вечно досаден их возpаст и быт
И дpались мы до ссадин, до смеpтных обид
Hо одежды латали нам матеpи в сpок,
Мы же книги глотали, пьянея от стpок.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фpаз.
И кpужил наши головы запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич пpинимавшие вой,
Тайну слова "пpиказ", назначенье гpаниц,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

А в кипящих котлах пpежних войн и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов,
Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
В детских игpах своих назначали вpагов.

И злодея следам не давали остыть,
И пpекpаснейших дам обещали любить.
И дpузей успокоив и ближних любя,
Мы на pоли геpоев вводили себя.

Только в гpезы нельзя насовсем убежать,
Кpаткий век у забав, столько боли вокpуг.
Попытаясь ладони у меpтвых pазжать
И оpужье пpинять из натpуженных pук.

Испытай, завладев еще теплым мечом,
И доспехи надев, что почем, что почем.
Разберись, кто ты - тpус иль избpанник судьбы,
И попpобуй на вкус настоящей боpьбы.

И когда pядом pухнет изpаненный дpуг
И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя,
И когда ты без кожи останешься вдpуг,
Оттого, что убили его, не тебя.

Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забpал - зто смеpти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица гpубы,
И всегда позади воpонье и гpобы.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если pуки сложа, наблюдал свысока,
А в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни пpи чем, ни пpи чем.

Если путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

В огромной Вселенной человеческой Памяти существует очень тёплое, поблескивающее разными звездочками: то яркими, то окутанными туманностью забвения, Созвездие Старых Книг...
Оно притягивает к себе множество людей и сейчас, когда они уже далеко ушли по дороге жизни от  того возраста, когда впервые познакомились с  этими книгами. Наверное поэтому в интернете сейчас так много  сообществ, где люди пытаются вспомнить то, что каким-то образом зацепилось в памяти. И появляются посты: «Помогите вспомнить! Читал в детстве книгу, хочу перечитать...» Самое удивительное, что почти всегда вспоминают.  Я люблю бродить по таким сообществам. Иногда чужие воспоминания оживляют и свои тоже.
Вот и  захотелось в нашем небольшом уютном уголке интернета завести страничку воспоминаний о детских и юношеских книгах. Особенно о тех, которые не переиздавались с тех давних времен.  Иногда бывает любопытно вернуться в прошлое, перечитав книгу, которая волновала, когда тебе было 10-15-20 лет. Порой такие прогулки в прошлое  приносят разочарование — и что такого было в этой книге, что она так застряла в памяти? Ерунда какая-то... А иногда  старая  книга выступает  в роли того, что в психологии обозначается термином "якорь" - сигналом, вызывающим чувства и переживания, которые вы испытывали в тот самый момент, когда в первый раз ее читали. Так что старые книги — это, нередко, самая банальная машина времени. Правда маршрут у нее — только в Прошлое.  Причем самое интересное, что якорем, цепляющим психику за давние воспоминания, может стать даже не текст книги, а всего лишь обложка старого издания...

Когда мы в памяти своей
Проходим прежнюю дорогу,
В душе все чувства прежних дней
Вновь оживают понемногу:
И грусть и радость те же в ней,
И знает ту ж она тревогу,
И так же вновь теснится грудь,
И так же хочется вздохнуть.

Н.П. Огарев

Эти стихи Николая Огарева  стали эпиграфом к одной из книг моего детства, о которой я хочу сейчас вспомнить.
  К нам  на классный час пришла замечательная женщина,  работавшая в детской библиотеке имени Гайдара — Зинаида Николаевна. Человек этот  очень много значил в  моей жизни.   Мы с нею очень дружили. Но сейчас не об этом.
Она принесла в класс несколько книг и рассказывала о них, чтобы заинтересовать тех, кто еще не понял, какое это великое чудо — Книги. И выбрала она, конечно, самые увлекательные.  Зачитывала отрывок и прерывала на самом интересном месте, вызывая острое желание прочитать, что же там дальше-то случилось, в этой книге?
Кстати, таким приемом пользовались мои братья, когда я еще не умела читать большие книги самостоятельно и им приходилось "работать чтецами". Не знаю, сами ли они это придумали или родители им подсказали, но я до сих пор помню, что первая книга, которую я, спотыкаясь, прочитала самостоятельно, не в силах ждать, когда у братьев появится время, чтобы продолжить чтение, была "РВС" Гайдара.
Вернемся к  одной из книг,  о которых рассказывала Зинаида Николаевна. Сюжет её настолько нас всех заинтересовал, что она потом  ходила по классу из рук в руки, в библиотеку приходили только сообщить, у кого она сейчас и переписать  читающего в формуляре. Весь класс её тогда прочитал! Даже те, кто до того предпочитал шелесту страниц  стук мяча о подошвы кед.))
Потом книга забылась... А этим летом, навещая  знакомых в Кургане, вдруг увидела её обложку  у них на книжной полке.  Вот он — мой якорь. Сразу словно ухнула  больше чем на 40 лет назад. Прияяятнооо...
Было это уже в самом конце поездки, поэтому просить почитать не стала, понадеявшись, что в интернете найду. Главное, что  название и автор всплыли в памяти. И всемогущий интернет, конечно же помог.  Поскольку мне в последнее время приходится много времени проводить в  метро, недавно перечитала.  И она мне снова понравилась! Хотя, конечно, это тот самый "якорный" вариант, когда удовольствие получаешь не от качества книги, а от "прохождения прежней дороги"...

Вот эта книга:
http://s7.uploads.ru/t/zV5g9.jpg

А вот ее аннотация:

…Странные события начинают происходить в маленьком тихом поселке, затерявшемся среди гор Швейцарии. Художница Клодина не может понять, что творится с ее любимой теткой. Почему та вдруг начала слышать по ночам какой-то загадочный голос? Где он прячется? Откуда доносится? Каким образом таинственный «глас небесный» внушает старой женщине, будто ей всего восемь лет, и заставляет ее совершать нелепые поступки? Может, это болезнь? Но почему тогда голос требует, чтобы она отдала все свои сбережения подозрительной секте «Внимающих голосам космического пламени»?..
Разгадывая по просьбе Клодины эти запутанные загадки, главному герою приключенческой повести Г.Голубева «Голос в ночи» профессору психологии Морису Жакобу приходится стать на время настоящим детективом и приложить немало выдумки и энергии, чтобы разоблачить хитрых и опасных преступников.
В повести «Вспомни!» мы снова встречаемся с профессором Жакобом. Опять ему приходится решать нелегкую задачу. Он помогает человеку, еще ребенком попавшему при загадочных обстоятельствах в годы войны в чужую страну, вспомнить через много лет под воздействием гипноза, где его родина, и найти своих близких.

"Голос в ночи" можно почитать и скачать здесь, если кто не может справиться с Флибустой.
"Вспомни" можно почитать и скачать здесь.
С 1972 года книга не переиздавалась.

Автор этот тогда настолько заинтересовал, что прочитала все книги, которые  впоследствии удалось найти.  Они интересные.  Самое  главное в них — интрига научного поиска. 
http://s6.uploads.ru/t/adE3p.jpg  http://s7.uploads.ru/t/ybvZz.jpg

http://s3.uploads.ru/t/3pXwf.jpg  http://s2.uploads.ru/t/RSNAP.jpg


А у вас есть воспоминания о книгах из детства-юности, которые забыты сегодняшними издательствами, но которые оставили след в памяти?

Теги: Старые книги, забытые книги, книги из прошлого

0

2

И еще об одной книге хочу рассказать. Эта книга была прочитана  мною уже не в детстве, а сразу после окончания института.  Брала её в библиотеке. С тех пор ни разу не встречала. А книга очень хорошая.  Очень теплая, написанная сочным ярким языком, пронизанная мягким юмором. Её автор — Ричи Михайловна Достян.

Кинто
http://s3.uploads.ru/t/fotMX.jpg

Аннотация:

У грузин не принято держать животных в доме. Однако семья Датико Гопадзе решила нарушить традицию, чтобы их дочка Ламара чаще бывала дома, а не бегала по горам, словно мальчишка.
Так в одном из тифлисских домов появился котёнок по кличке Кинто. Вряд ли это было удачное имя: в Грузии так называют молодого гуляку и проходимца. Маленький зверёнок оказался с характером. Он только и делал, что прятался, а всё семейство — его искало: двигало мебель, выворачивало шкафы, словом, шарило во всех углах и закоулках. А так как говорить в Грузии принято очень громко, беспрестанные ночные крики будили соседей, заставляя их собираться под окном и ждать призыва о помощи. Ведь никто не удосужился им объяснить, что этот Кинто — всего лишь маленький шалопай-котёнок.

И несколько цитат из книги, чтобы вы смогли почувствовать её обаяние:

Эта история могла произойти когда угодно, но не где-либо, а только в старом Тифлисе — хранителе стольких прекрасных традиций.
У подножия горы святого Давида много живописных улиц, а среди них самая живописная — Гунибская.
Дома на Гунибской стоят так тесно, что сосед всегда знает не только, какой обед у соседа, но и о чем думает он, потому что в старом Тифлисе думать принято громко.
Есть на Гунибской улице школа, и это нехорошо для школы, потому что близость горы с ее соблазнами плохо влияет на успеваемость.

Среди камней и колючего кустарника сама природа раскинула маленькую симпатичную лужайку. В глубине лужайки торчит бетонный столб, а на нем чудом держится ржавая и дырявая дощечка с остатками белой эмали. Наверху сохранилось слово «запрещается», а внизу целая строка с перечислением того, что запрещается.
«…Делать зеленые насаждения и стрелять в эту табличку». Под текстом очень мелким шрифтом подпись: «Постановление Тифсовета».
Жителям Кавказа текст «таблички» пояснять не нужно. Кому там неизвестно, что делает грузин, когда видит удобный склон горы, — немедленно сажает кукурузу или фасоль. И это очень хорошо, но только у себя в деревне, а не по дороге к храму и прославленной могиле.
Что же касается стрельбы — то это еще яснее: горцы умело пьют, прекрасно поют, а от избытка чувств иногда стреляют. Сколько на этой лужайке отгремело пиров — считать не будем, но «табличка» давно превратилась в дуршлаг.
Тифлисский Совет безусловно знал, где, что и почему следует запрещать.

А котенка нигде нет, и жить в таком хаосе невозможно. Решили поставить все по местам. Но вещи коварны и злы. Нетрудно, кажется, отодвинуть тахту от стены, а попробуйте загнать ее на место! Она сразу сделается вдвое тяжелее и всеми четырьмя ножками упрется в пол. Это уже не тахта, а враг, который скрипит, царапается и сажает хозяину синяки.
Бабушка с трудом собрала всех домочадцев на кухне (здесь нечего было переворачивать), усадила и потребовала:
— Перестаньте его искать, он дикий, он спрятался…
— Вааааа-ай! — заладила Ламарина мама, а потом перешла на проклятия — какие сочные, какие яркие!
Пугаться не нужно, лучше запомните одну тонкость: какие бы мрачные слова ни срывались с языка, женщина перед каждым из них про себя произносит «не»… Да не ослепни ты; да не посыплю я голову свою пеплом.
Трудно даже сказать, кто искуснее — грузин, произносящий тост, или грузинка, сыплющая проклятиями?

Это только самое начало. Дальше еще интересне. И про грузинский быт, и про проделки Кинтошки, и про  многое другое. И все написано с добродушием и большой любовью. Чудесная книга.
Прочитать и скачать можно здесь

0

3

Lavita написал(а):

И несколько цитат из книги, чтобы вы смогли почувствовать её обаяние:

Почувствовала.... :love: . Качаю! Спасибо, Ларчонок! Читалку б еще хорошую для компа.

0

4

Да, у меня тоже воспитание книжное. Своих первых книг не помню совсем, хотя помню полку на этажерке, на которой они стояли.
Первая книга, которая. как я думаю,оказала на меня большое  влияние была "Дорога уходит в даль" Александры Яковлевны Бруштейн. Выглядела она вот так http://s3.uploads.ru/t/ZfVK1.jpg
(Это фото из интернета, потому как я на даче, а книга и сейчас цела, но находится в Москве)
Я кажется уже об этой книге писала здесь, но что было, то было. Посмотрела на фото, книга 1959 г издания. Сколько мне было лет, когда я её первый раз прочла, не помню. Вряд ли 10 лет, мне кажется лет 12-14. Первая книга была толстая, и в ней были две части: "Дорога уходит в даль" и "В рассветный час", а третья книга "Весна" была отдельно, и выглядела вот так http://s7.uploads.ru/t/G30fS.jpg
Пока искала в интернете наткнулась вот на такой пост  http://lit-street.livejournal.com/21211.html
"Есть редкие книги, существующие не как литературное явление, а как явление самой жизни, как факт биографии читателя. Вот так и с этой Вашей книгой. Она вошла в жизнь (в данном случае в мою) как одно из безусловных событий моей жизни," - писал Александре Яковлевне советский литературный классик К. Г. Паустовский.
Некоторые книги оказываются не просто прочитанными нами, а впущенными внутрь, пережитыми, меняющими нас, хотим мы этого или нет.
А в жж, как выясняется, есть целое сообщество людей, меряющих себя по этой книге, - оно так и называется "Люди Книги"http://lyudi-knigi.livejournal.com/.

А ещё оказывается и Дмитрий быков написал статью об Александре Бруштейн и её книге http://ru-bykov.livejournal.com/1971893.html И хотя я и не люблю Быкова, но статью постараюсь осилить.

Писательница Любовь Кабо так заканчивает свои воспоминания об Александре Бруштейн: "Вот и все. Помолчим немного. Подумаем о том, как это просто, в сущности: живу честно. Тружусь. Хорошие люди меня уважают... Вот так они уходят от нас, наши старики, бесстрашно, бестрепетно делая последние свои шаги в неизвестность. Унося с собой, как секреты редчайшего мастерства, опыт истового труженичества, безукоризненной порядочности, высокой культуры".

Вот теперь я поняла какой посыл был для меня  в этой книге " ...я живу честно, никого не обижаю,  тружусь и хорошие люди меня уважают... "

+1

5

Люся,  книгу Бруштейн в детстве тоже зачитала до дыр. Правда у меня была вот такая:
http://s3.uploads.ru/t/g7fnZ.jpg

Эта книга - живая.  И очень правильная.
А какой пост ты замечательный нашла! Со многими мыслями, высказанными в нем, согласна. Хотя и грустно немного, что

общая направленность современной литературы вообще - какая-то совсем другая, и ценности там какие-то совсем другие.

Так и есть.   И это не хорошо и не плохо, наверное. Это неизбежно.

Танча написал(а):

Читалку б еще хорошую для компа.

Тань, а Калибр уже забросила? Или не устраивает чем?

Я немного соберусь с силами и еще о некоторых книгах воспоминаниями поделюсь.

0

6

Lavita написал(а):

Тань, а Калибр уже забросила?

Все было в ноутбуке, может и есть, но матрицу сгубила я...

0

7

Сегодня вспомню еще две, по-моему забытые сегодняшними издателями книги. А я когда-то ими зачитывалась. Это книги венгерской писательницы Магды Сабо. Вот, кстати, как-то, мне кажется, разнообразнее в нашем детстве-юности была представлена в чтении литература стран Восточной Европы.  Все эти книги - польские ( польских авторов я почему-то в детстве особенно любила), немецкие, венгерские, румынские, югославские, чешские  - они сближали культуры, мне кажется. А что, например, мы сегодня знаем о жизни в той же Венгрии? Я лично — ни-че-го... Почему-то жаль.
Эти книги Магды Сабо — они заставили меня в свое время удивиться. Из книги "Бал-маскарад" я с улыбкой почерпнула для себя сведения, что в Венгрии ( по крайней мере в описываемое время) ученики называли учительниц "тётями" : например, "тётя Ева, тётя Луиза" в книге... Хм, если бы я к нашей классной даме обратилась "тетя Надя", интересно, как бы она к этому отнеслась?  Что школы в Венгрии — восьмилетние, а потом еще четырехлетние гимназии — вот до сих пор же помню! Ну и вообще для девчонок книги написаны завлекательно: там про любовь всенепременно. И как правило с долей юмора.
"Бал-маскарад" - это книга о девочке Кристи, у которой в войну при родах умерла мама. И после этого дом её превратился в мавзолей. И о том, как с помощью заводной учительницы — тёти Евы — постепенно раскрываются двери этого мавзолея, навстречу солнцу, каждодневным радостям, навстречу любви.   Самая любимая мною у Магды Сабо.

http://s2.uploads.ru/t/J0bLZ.jpg

И еще две её книги, которые вряд ли можно найти в сегодняшних магазинах. Хотя об этих двух я как-то не очень сожалею. Скучноваты мне в детстве показались.
"День рождения"
http://s3.uploads.ru/t/9JvHT.jpg

Аннотация:

Наконец-то Боришка Иллеш, героиня повести "День рождения", дождалась того дня, когда ей исполнилось четырнадцать лет.
Теперь она считает себя взрослой, и мечты у нее тоже стали "взрослые". На самом же деле Боришка пока остается наивной и бездумной девочкой, эгоистичной, малоприспособленной к труду и не очень уважающей тот коллектив класса, в котором она учится.
Понадобилось несколько месяцев неожиданных и горьких разочарований и суровых испытаний, прежде чем Боришка поверила в силу коллектива и истинную дружбу ребят, оценила и поняла важность и радость труда.
Вот тогда-то и наступает ее настоящий день рождения.
Написала эту повесть одна из самых популярных современных писательниц Венгрии, лауреат премии Кошута - Магда Сабо. Писательница с одинаковым успехом выступает и с глубоко психологичными романами для взрослых читателей, и с увлекательными повестями, раскрывающими мир венгерских школьников.

И правда в начале повести Боришка — супер-эгоистка. А к концу повествования становится замечательно трудолюбивой и добросердечной. Избавляется от подружки Сильвии, которая тянула её в болото мещанства, начинает дружить с правильной Юткой.  Книга очень интересна бытовыми подробностями. Но перечитывать её я бы не стала, наверное.

И еще одна книга: "Скажите Жофике"
http://s2.uploads.ru/t/tDeJy.jpg
Аннотация:

Роман «Скажите Жофике» посвящен проблеме воспитания. Книга открывается первым столкновением одиннадцатилетней героини со смертью. Потеря самого близкого и любимого человека – отца – оставляет в психике ребенка глубокий след. И заглавием произведения стали последние слова умирающего, так и не успевшего закончить свою мысль. Эти слова не дают покоя девочке, которая старается разузнать, что же хотел передать ей отец в последнюю минуту своей жизни.
Перед читателем вырисовывается сильный и непокорный характер, за внешней замкнутостью и застенчивостью скрывающий незаурядные душевные качества – сердечность, чуткость и доброту. В центре внимания писательницы не столько мир окружающий, сколько внутренний мир ее маленькой героини – Жофики Надь.

В этой книге меня просто ошеломила какая-то невероятная послушность Жофики решениям мамы, которые вообще-то совершенно удивительно неадекватны реальности. Так, например, ей запрещено встречаться с подругой, сестра которой закрутила роман с  её дядей. Девчонка-то при чем здесь? И они встречаются где ни попадя, потому что в квартиру Доре ( подружке) заходить нельзя. Вот я даже представить себе не могла , читая эту книгу, что мои мама или папа вдруг запретят мне кого-то из друзей приглашать в гости.  А свекровь мне как-то рассказала, что тоже была послушной до глупости. У неё как-то родители уехали в военные лагеря, а она еще не закончила учебный год, поэтому осталась в Москве с тётей. Мама ей строго-настрого запретила переходить проезжую дорогу. А  у неё исписалась тетрадка. Писчебумажный магазин был на другой стороне переулка, через проезжую часть. Ну как, проезжую... По ней машина проходила примерно раз в полдня ( о благословенные времена!) И она ревела на одной стороне переулка, не смея перейти дорогу. Спасибо, кто-то из соседей увидел её и помог.
Еще вспомнила заодно. Она эту свою тётю называла "маргариновая мама". В смысле — не настоящая. О как!
Опять меня в сторону унесло...

+1

8

Lavita написал(а):

Люся,  книгу Бруштейн в детстве тоже зачитала до дыр. Правда у меня была вот такая:
http://s3.uploads.ru/t/g7fnZ.jpg

О , я тоже зачитывалась в детстве !
Ещё помню книгу про балет , но ни автора , ни названия не сохранилось в памяти...

0

9

Майя написал(а):

Ещё помню книгу про балет , но ни автора , ни названия не сохранилось в памяти...

Ну хоть наша или переводная?


В копилке забытых книг, существующей в моей памяти, есть один особый отдел. Это книги, которые я читала и перечитывала  в детстве только в определенные временные периоды — на каникулах. Потому что существовали эти книги  в доме моих деревенских бабушки и дедушки. В одной из комнат этого большого и очень уютного дома стояла  древняя этажерка. На ней и были собраны книги, которые читали еще до моего рождения мой папа и его младшие братья и сестры. А потом  их дети — мои старшие братья в том числе.   
Они выросли, а книги остались.  Брат показывал мне  пометки в книге Рыбакова "Бронзовая птица". Рассказывал, что читал её наперегонки с тамошним приятелем. По очереди.  И они ставили разноцветные точки на страницах, где остановились. Интересно было потом, читая эту книгу, встречать эти выцветшие карандашные пометки.
Хочу вспомнить об одной из таких  "этажерочных"книг. Давно не встречала её на полках книжных магазинов.
Это книга французской писательницы Жани Сен-Марку "Фаншетта".

http://s3.uploads.ru/t/Gk1vN.jpg

Книга о девочке-подростке Мари Денвиль по прозвищу Фаншетта. Она сирота, дважды сбежавшая из приюта. Книга начинается с того, что Фаншетту ведут в суд, где её ждет разбирательство. Звучит страшное слово "рецидивистка". И все только потому, что побег — не первый. Но Фаншетте повезёт. Ей встретится замечательная адвокат Даниэль Мартэн. И жизнь, попытавшись скатиться на дно, вдруг начнёт выправляться. Фаншетта  вновь обретёт своего маленького потерянного братца, начнёт новую жизнь в доме  не слишком доброй тети.
На самом Мормартре!
Она познакомится с "марсианами с Монмартра" -  молодым проказливым поколением этого района, которых прозвали так потому, что они "всегда, словно с неба, сваливались и разрушали всё на своём пути".  Они подружатся. Не сразу, но крепко. Её ждут встречи с другими обитателями этого живописного островка природы в самом центре Парижа. В книге как-то особенно живо передана атмосфера  этого места.
Цитата:

Монмартр — это деревня, взявшая приступом холм и разбежавшаяся по его склонам. На Монмартре живётся и дышится совсем по-другому, чем в остальных двадцати районах Парижа. Здесь на каждом шагу маленькие садики, расположенные перед низкими домиками или позади них; узкие, извилистые улочки в самой старой части Монмартра всегда полны людей, особенно в воскресные дни, когда по ним с трудом пробираются автомобили. В эти дни все дороги ведут вас на площадь дю-Тертр и все лестницы поднимает вас к собору. ...Словно ферма где-нибудь в Борделэ Монмартр позволяет себе роскошь иметь собственный виноградник — последний из тех, что покрывали когда-то все его склоны.

Фаншетта найдёт друзей среди творческих личностей, которых, естественно, полным-полно здесь. Это же Монмартр!

http://s2.uploads.ru/t/tb7Bh.png

Чудесная книга. И как славно, что кто-то из добрых людей  оцифровал её в формате DJVU. (Можно скачать здесь).  И  не только освежить в памяти забытые строки, но полюбоваться замечательными грациозными иллюстрациями Валерия Алфеевского.

Ну и, коль уж вспомнила этого великолепного иллюстратора, не могу не оставить здесь несколько его работ.   Ломкие линии его иллюстраций всегда  привлекали взгляд и заставляли взять книгу в руки.

Одна из самых любимых книг моего детства, а потом и детства моей дочки. Я как-то уже делилась воспоминаниями о ней. Помните про дерево с забавным названием "жабутикаба"?
http://s2.uploads.ru/t/4CRXU.jpg

Мое знакомство со сказками Андерсена началось именно с маленьких брошюрок серии "Мои первые книжки" с иллюстрациями Валерия Алфеевского.
http://s6.uploads.ru/t/75mOh.jpg

Яркая "Снежная королева"
http://s3.uploads.ru/t/WOdFi.jpg

http://s2.uploads.ru/t/DPnWO.jpg

http://s2.uploads.ru/t/H50rT.jpg

А чуть позже прекрасные  сказки Каверина и Прокофьевой  тоже впечатывались в душу  рисунками Алфеевского:

http://s2.uploads.ru/t/5pw1V.jpg

http://s2.uploads.ru/t/2Rlgr.jpg

http://s6.uploads.ru/t/5aOV4.jpg

Вот, кстати, еще одна книга с бабушкиной-дедушкиной этажерки. Её читал еще мой папа. "Шурале".

http://s2.uploads.ru/t/fI659.jpg

В детстве было страшновато читать про этого татарского духа леса, особенно глядя на его образ, созданный фантазией и пером Алфеевского.

http://s7.uploads.ru/t/uI0tE.jpg

И возвращаясь к "Фаншетте"... Посмотрите, насколько хороши даже черно-белые иллюстрации Алфеевского:

http://s3.uploads.ru/t/sBC8M.png

http://s7.uploads.ru/t/i145B.png

http://s7.uploads.ru/t/dymLf.png

0

10

Мои любимые книги детства.
http://ic.pics.livejournal.com/tomtar/13459711/116264/116264_original.jpg  http://content.foto.mail.ru/mail/lanazveta/_answers/i-868.jpg http://s.flip.kz/prod/185/184576_550.jpg http://www.gaidarovka.ru/74371.jpg

0

11

Ир, первые три книги тоже были зачитаны до дыр. "Шел по городу волшебник" даже на магнитофон самостоятельно записывала. Вот они куда корни аудиокниг-то уходят. :D  А вот книга Клепова прошла мимо. Обложку вроде помню, а сюжет - нет.

0

12

http://booksbest.org/books/kassil-lev-sobranie-sochinenij-v-pyati-tomakh-tom-2-cheremysh-brat-geroya-velikoe-protivostoyanie-dorogie-moi-malchishki-na-krayu-sveta.jpg
А мне вот этот пятитомник Л. Кассиля  очень запомнился...  Особенно "Великое противостояние" .

"Динка" В. Осеевой тоже  из любимых... До сих пор она у меня в целости и сохранности.
Кстати, кто помнит как звали сестру Динки?   http://www.kolobok.us/smiles/standart/wink3.gif
Это нежное красивое имя  именно оттуда http://www.kolobok.us/smiles/standart/yes3.gif !

0

13

Лидия написал(а):

Кстати, кто помнит как звали сестру Динки?

(тянет руку) Я, я помню.   Ты же про самую старшую, которую  звали Алина? (...так вот откуда имя у твоей красавицы! :idea:)

0

14

Lavita написал(а):

так вот откуда имя у твоей красавицы!

Да, да!!!! Именно оттуда... из детства!

Lavita написал(а):

(тянет руку) Я, я помню.

Садитесь,  "5" ! http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif

0

15

Лидия написал(а):

Именно оттуда... из детства!

Как много в нас из детства...

Лидия написал(а):

Садитесь,  "5"

(густо краснея  от удовольствия протягивает дневник)

http://s6.uploads.ru/t/ip4n7.jpg

0

16

Одна из самых любимых книг детства написана Николаем Москвиным.
"Конец старой школы"

http://s7.uploads.ru/t/8i6dS.jpg

Описывается школа на сломе эпох, когда бывшее Реальное училище уездного городка после революции превращается в "первую трудовую (там еще много эпитетов) школу. Чудесная книга с тройным кружевом. Во-первых, описываются три этажа, по которым по мере взросления поднимаются ученики. На первом - малыши-озорники, на втором - подростки, на третьем - юноши. И помимо этого сюжет закручен вокруг трех  мальчишек...

Об отцах героев

В классе тридцать два. Но за этими тридцатью двумя незримо стоят еще тридцать два больших, взрослых, полноценных человека: отцы.
На родительском комитете — обратно: господин директор смотрит на отцов, и за ними — вернее, перед ними — незримо стоят малолетние Ивановы, Петровы...
...Маленький Иванов — только место на парте, но вот его отец — это важно...
Три отца в этом классе запомнились. Представьте: три рыжих бороды! О нет, господин директор их не путает!
У Савелия Ивановича Яшмарова борода светлая, пламенеющая, цвета молодой меди, формы овальной, финской. Туловище Савелия Ивановича большое, круглое, на коротеньких крепких ножках. Самовар-истукан на прочных ножках. Когда Савелий Иванович снимает шляпу — самовар снимает конфорку: раскланивается. Кстати: Савелий Иванович преподнес самовар самому директору, директор — родительскому комитету, комитет — чайной комиссии. И пока передавался самовар, стало казаться, что подарено три самовара — до того растрогал всех этот подарок. Савелий Иванович умеет преподносить. Родительский комитет собирает пожертвования для неимущих учеников. Савелий Иванович щедро и великодушно — директору. Директор — родительскому комитету. Комитет — неимущему. Деньги растут, троятся...
Но и самовар и деньги — это не главное для господина директора. Главное — над рыжебородым самоварным божеством медный красно-зеркальный нимб. Концентрическими кругами вдавлена в нимб славянская вязь: «Фабрика...»
Вторая рыжая борода — так... Правда, она красивее: темнее, аккуратнее, но — так... Носит ее Андриан Васильевич (кажется, Андриан, а может быть, Андрей Васильевич или Василий Андреевич) Брусников. Господин директор его помнит: высокий, худой, в наглухо застегнутом сюртуке, золотой блик очков и темная с рыжинкой борода строгим прямоугольником. Строгость и сдержанность — это хорошо. Он несомненно интеллигентен, воспитан, но что же еще?! В городе на Киевской улице Средне-Азиатский банк. В банке бухгалтерия, в ней бухгалтер — Брусников, — вот и всё...
Третья рыжая борода... Впрочем, почему же рыжая? Она почти черная, местами только... И вот это- то именно плохо — местами рыжая. Неопрятность какая-то! Вместе с чувством неопрятности и запомнилась третья борода. Запомнилось господину директору и лицо: узкое, худощавое, с прямой линией лба и носа.
Это — Телегин (в училищной канцелярии известны его имя и отчество, а так — Телегин). В городе за Киевской, за рекой — многотрубье заводов. Среди него — Оружейный. В Оружейном — Телегин. Не запомнилось кто: полировщик, формовщик, литейщик, — но он «оттуда»... И еще: рубашка! Кроме неопрятной черно-рыжей бороды — еще рубашка!.. Если ты нашел средства отдать сына в Реальное училище, почему же сам-то... Конечно, просвещение, конечно, прогресс, конечно, пусть и низшее сословие... Но к чему эта какая-то сатиновая рубашка под пиджаком? У нас не церковноприходское, не городское, у нас — Реальное училище, и вдруг так... Здесь же и Савелий Иванович!

Время от времени в книге возникают записи из дневников Зиновия Яшмарова, Михаила Брусникина и Антона Телегина. В книге интересно всё. И система обучения, и "околошкольная" жизнь.
Еще несколько цитат.

Про первое робкое чувство

Ложка...

Белые платья, белые передники, белые банты — белые волны по церкви: причастие.
Повизгивая, скачет занавес, бесшумно открываются «царские врата». Слышны грузные шаги священника. Над белыми волнами приподнята рука с металлической чашей. Над волнами гулко:
- Со страхом божиим и верою приступите...
Белое плывет, белое бурлит. Отделившиеся от темных боковых икон черные торжественные старухи-причастницы двинулись вперед.
Верую, господи, и исповедую...
На черно-белых волнах голубой бант. Голубая птица взлетела сегодня с темной косы кверху, на голову.

-...Еще верую, яко сне есть самое пречистое тело твое...
...Ближе! Туда, к птице!..
Миша проскальзывает между белых платьев, между торжественных чепцов черных причастниц.
«...К тебе, к тебе, белая девочка... Не оглядывайся, не смотри на меня, не надо... Как зовут тебя?.. Я узнаю, я узнаю...»
Чаша устало и неприметно опускается. Священник меняет замлевшую руку, и чаша поднимается. Черно-белое падает на колени, встает, крестится.
...Вечери твоея тайные днесь, сыне божий, причастника мя приими: не бо врагом твоим тайну повем...
...Страшно, страшно! Но не уйти, не раздумать... «Ты не видишь меня. Я стою сзади тебя, я слышу твое дыхание, твое платье задевает мою руку... Вот сейчас ты повернула голову, и темная коса твоя коснулась моих пальцев — среднего и безымянного... Я поцелую их сегодня, завтра — всю жизнь... Я люблю тебя...»
- ...Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых твоих тайн, господи, но во исцеление души и тела — аминь!..
И было так.
Запомнилось радостно, отчетливо: перед чашей она встала на цыпочки, и торжественный шепот дунул на ее замерцавшие в ожидании ресницы.
- Имя?
«...Сейчас имя... сейчас ее голос...»
- Варя.
Тысяча незримых голосов по церкви: «Варя, Варя, Варя...»
- Причащается (маленькая ложечка дрожит в грузной руке) раба божия Варвара.
Бант поплыл влево. Шепот — в лицо:
- Имя?
- Михаил.
- Причащается раб...
И запомнилось радостно, отчетливо: ложка после ее губ — теплая... После ее губ...

Проказы на уроках

...Первый этаж остался внизу — навсегда, бесповоротно. Но живуче неистребимо буйное, стриженое прошлое... Класс — лагерь, класс — детская. Веселая дань первому этажу. Вот, например, Жучков. Разве можно терпеть, что этот зубрило-мученнк отвечает урок! Стоит за передней партой и, как заведенный, монотонно, без передышки...
Длинноногий Плясов перемигивается с Телегиным и тихо, бесшумно опускается под свою парту. Он на животе, по-пластунски, ползет под партами вперед. Над ним свешиваются чьи-то ноги, он их отводит, как пловец отводит водоросли. Нет. Он не спутает ноги: свешиваются ноги сидящих за партами, а ноги Жучкова ведь стоят на полу.
Епифанов, конечно, ничего не замечает. Одним глазом — на отвечающего Жучкова, другим — на далекую парту, где Черных и Кленовский играют в перышки. В сравнении с другими — тут тихо, безобидно (подумаешь, перышки!), но вот сейчас эта парта содрогнулась, пришла в движение и, будто в нее вставили мотор, поползла через весь класс к окну. Оказывается, игра в перышки кончилась и Черных с Кленовским теперь играют в автомобиль, которые в этом году появились в Т-е...
Оставив Жучкова, Епифанов сбегает с кафедры, вытаскивает из парты-автомобиля Черных и, откинувшись влево — так несут ведро с водой, — тащит его к двери. На ходу сквозь зубы:
- Черных... Белых... Красных... Желтых... Рыжих... Пшел вон из класса!!!
С той же приговоркой, которая всем нравится и всех смешит, Епифанов волочит к двери рыхлого, пунцового Кленовского:
- Кленовский... Берёзинский... Дубовский... Стоеросовский... Пшел вон из класса!!!
Кленовский выкрикивает: «Батюшка! Я хочу... отвечать урок... у меня... у меня отметки в четверти нет!» — но всё равно выбрасывается за дверь.
...Теперь пора!
Епифанов идет от двери к кафедре медленно, спокойно, будто ничего и не было. На ходу подбадривает Жучкова, стоящего за партой.
- Дальше, Жучков! Дальше!..
- ...получает меньшую степень благодати, священник вдвое большую, — без передышки долдонит Жучков, — епископ самую высшую... «Дьякон» — слово греческое, и оно обозначает...
Но тут раздается грохот, и Жучков исчезает. Только стоял, отвечал урок — и нет (китайцы-фокусники: «Только что было — только что нет!»).
Епифанов не сразу — где, почему грохот, — отвлек Лисенко с каким-то клубком ниток, и он — к нему... Но вот навстречу Епифанову из-за своей парты со скорбным, потемневшим лицом встает Телегин.
- Батюшка, — говорит он, и в его черных, запавших глазах пи смешинки, — у нас несчастье!..
Епифанов быстро от Лисенко — к Телегину:
- Ка-акое еще несчастье?..
- Жучков пропал... Один из лучших учеников класса...
- То есть как пропал?! — Епифанов оторопело смотрит туда, где был Жучков. — Он только что отвечал...
- Да, батюшка, — Телегин горестно вздыхает,— только что отвечал...
Но Епифанову уже не до этого: в руках у Сергея Феодора оп замечает книжонку в пестрой обложке. И — туда. Так и есть: в углу цветной обложки — мумийный профиль Шерлока Холмса с трубкой в зубах и заглавие: «Кровавая вдова».
- Ах, пинкертоны читать! — Книжонка разрывается пополам. — Ах, пинкертоны читать! — разрывается на четыре части, на восемь...
Потом еще — на шестнадцать... Епифанов несет клочки «Вдовы» к открытой форточке, но опять из-за парты встает Телегин — на этот раз с веселым, просветленным лицом.
- У нас радость, батюшка! — говорит он. — Жучков вернулся! Один из лучших учеников класса...
Плясов устал держать Жучкова под партой и отпустил его. Тот сейчас стоит по-прежнему, только одергивая серую форменную рубаху, поправляя ремень...
- Жучков, ты что же?! — Епифанов ходит вокруг него с удивлением. — Ты где же?..
- Я здесь, батюшка...
- Дальше, Жучков, дальше!
Жучков набирает воздух, заводит глаза к потолку и снова розово-сияющий — без запинки:
- ...священник вдвое большую, а епископ самую высшую... «Дьякон» — слово греческое...

Нет, если меня не остановить, я сейчас  сюда всю эту замечательную книгу скопирую...
Пойду лучше перечитаю.

0

17

Напомнила ты мне почему-то книгу Николая Помяловского "Очерки бурсы". Помню читала и все удивлялась тамошним временам. Хорошо, у нас в школах такого уже не было. Все таки мы счастливые, родились в другое время.

0

18

У Помяловского вроде все как-то более уныло. И зло. А над  книгой  Москвина я порой ржала в голос.

0

19

Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.

Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.

Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.

Осип Мандельштам
1908 г.

Продолжаю "лелеять детские думы".  :blush:
Эта книга в детстве была зачитана до дыр.
Софья Моглевская
"Крепостные королевны"

Первое знакомство с понятием "крепостной театр", первое знакомство с именем Параши Жемчуговой - будущей графиней Шереметевой. Хотя она и не главная героиня книги. Первое знакомство с немыслимостью совмещения понятий "творчество" и "рабство".

http://s9.uploads.ru/t/6WrFU.jpg

0

20

И еще несколько книг детства.

Помните такой журнал  - "Пионер"?  Как я ждала в подростковом возрасте, когда же в почтовом ящике появится его очередная книжечка... Сколько замечательных повестей было прочитано в нем. Первое знакомство с прозой Владислава Крапивина  и сказками Александра Шарова. Много что было прочитано в журнальном варианте из того, что потом  встало рядами на книжных полках.  А еще в этом журнале периодически появлялись небольшие рассказы про подростков Лёку и  Марину, которые дружили с необычной персоной - то ли феей-домохозяйкой, то ли девчонкой -сказочным подмастерьем - Калинкой. Эта самая Калинка в доступной и увлекательной форме обучала своих друзей, как вести домашнее хозяйство: выбрать правильное мясо для борща и потом сварить этот борщ, сшить самостоятельно фартук для кухонных священнодействий  или шорты на лето, украсить комнату к Новому году и прочим хитростям. И несмотря на явную направленность на обучение, эти рассказы совсем не воспринимались назидательными сентенциями. Они увлекали и мотивировали на то, чтобы попробовать повторить то, о чем прочитано.
И однажды на 8 марта одноклассник подарил мне книжечку в бумажной обложке, в которой все эти рассказы  и советы были собраны воедино. Как же я была счастлива и благодарна ему!
Вот такая книжка была:

http://s0.uploads.ru/t/QUHih.jpg

0

21

Эту книгу мне подарили в библиотеке. Наградили за помощь. И несла я ее домой как огромную драгоценность. Книга была великолепно издана, с яркой блестящей суперобложкой.  И содержание не обмануло ожиданий. Странные японские сказки, совсем не похожие на русские народные,  да и вообще на европейские.  Слова, словно ручеек льются, ведут за собой со странички на страничку. Странные, непривычные иллюстрации им аккомпанируют. А в целом таким чудесным органом книга в душе звучит - ох, до сих пор сердце замирает, как вспомню.
Книга эта: "Земляника под снегом. Сказки японских островов".

http://sh.uploads.ru/t/6lkZh.jpg

0

22

Как же я в детстве сказки любила. А теперь ни сказки, ни фантастика не привлекает. :dontknow:

0

23

Уже упоминала здесь о том, что особую любовь в детстве и юности испытывала к книгам польских писателей. 
В детстве зачитывалась "Голубой бусинкой" и "Привет, Каролинка" Марии Крюгер.

http://sh.uploads.ru/t/Zb0xW.jpg

http://sg.uploads.ru/t/boKBG.jpg

Это тоже  о "детской мечте о чудесах", как  правильно сказала Ангелина в другой теме.  И об ответственности за свои желания, ведь "разве можно с бусинкой в руках просить компот?" Бусинка исполняет желания того, у кого она в руках. Только после каждого исполнения она бледнеет. Во второй книге все нарисованное волшебным мелком тут же появляется в реальности. Но понятно, что мелок истирается. Поэтому нужно думать, что действительно нужно, а что - прихоть, которая исполнится и забудется, а желание-то уже истрачено.  "Цветик-семицветик" Катаева тоже об этом, но почему-то такого восторга она не вызывала.  Истории про Каролинку и Петрика - очень добрые и светлые книги.  И очень интересно, когда уже в более взрослом возрасте читала Стругацких - про Сталкера, про Золотой Шар, который исполняет желания, волей неволей вспоминала детские впечатления от этих книг,  и  последнее желание, исполненное  бусинкой, как-то очень мило и ненавязчиво вставало рядом  с трагическим криком Шухарта: "Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!"

Еще одна книга из детства была подарена мне старшим братом.
Людвиг Ежи Керн. "Фердинанд Великолепный".

http://s9.uploads.ru/t/mdDBJ.jpg
О, как я ее любила... Как она была шикарно иллюстрирована. И как я жалела, что когда росла дочка, мне не удалось найти книгу с теми же иллюстрациями. Но она все равно полюбила великолепного франта, вежливого пана Фердинанда, который когда-то был просто собакой.

http://s7.uploads.ru/t/8sHag.jpg

Эта книга тоже была мне подарена кем-то из подруг.
Анна Каменская "Девочка, как тебя зовут?"
http://sd.uploads.ru/t/JoWxE.jpg
Девочка приезжает  из Варшавы в маленький городок. Знакомится с ребятами, идет в школу. вживается в жизнь тихого пасторального поселения и тут наступают перемены - в городке находят руду и собираются строить комбинат. Но книга интересна мне была, конечно не этим, а описанием быта польского городка.

http://s8.uploads.ru/t/zYDtU.jpg

http://sd.uploads.ru/t/ApH56.jpg

  Чуть в более старшем возрасте влюбилась в героев книги  Ирены Юргелевич "Чужой".

http://s5.uploads.ru/t/cTCz0.jpg

Книга о сострадании, о дружбе, о помощи и о доверии. Очень много мне дала эта книга в детстве.

0

24

Надо же. Все эти книги прошли мимо меня.

0

25

Из Инета:
Мы наверное все в детстве зачитывались Александром Беляевым, тогда еще не зная, что эти невообразимо фантастические миры, такие разные, немного грустные но всегда прекрасные пишет больной человек очень тяжелой судьбы и недолгой жизни.

"Писатель-фантаст Александр Романович Беляев.
Это он придумал голову профессора Доуэля, летающего человека Ариэля, Ихтиандра...
Он придумал, потому что не сдавался. Хотя вся жизнь его — типичное проявление того, что называют "родовым проклятием" в народе. А как на самом деле это называется — никто не знает.
В детстве Александр Беляев потерял сначала сестру — она умерла от саркомы. Потом утонул его брат. Потом умер отец, и Саше пришлось самому зарабатывать на жизнь — он еще был подростком. А еще в детстве он повредил глаз, что потом привело почти к утрате зрения. Но именно в детстве он сам выучился играть на скрипке и на пианино. Начал писать, сочинять, играть в театре. Потом, в юности, сам Станиславский приглашал его в свою труппу — но он отказался.
Может быть, из–за семьи отказался. Кто знает? Он как раз женился в первый раз. Через два месяца жена его оставила, ушла к другому. Прошло время, рана затянулась и он снова женился на милой девушке. И одновременно заболел костным туберкулезом. Это был почти приговор. Беляева заковали полностью в гипс, как мумию — на три года. Три года в гипсе надо было лежать в постели. Жена ушла, сказав, что она ухаживать за развалиной не собирается, не для этого она замуж выходила. И Беляев лежал, весь закованный в гипс. Вот тогда он и придумал голову профессора Доуэля — когда муха села ему на лицо и стала ползать. А он не мог пальцем пошевелить, чтобы ее прогнать... Но этот ужасный случай побудил Беляева написать роман. Потом, когда он все же встал на ноги, стал ходить в целлулоидном корсете. Полуслепой и некрасивый. А был красавец в молодости...
Он писал и писал свои знаменитые романы Фантазия его не иссякала, добро побеждало зло, люди выходили за пределы возможностей, летали на другие планеты, изобретали спасительные технологии, любили и верили. Хотя немного грустно он писал. Совсем немного. Если вспомнить, в каком он был состоянии...
Он женился потом на хорошей женщине. И две дочери родились. Одна умерла от менингита, вторая — тоже заболела туберкулезом. А потом в Царское Село пришли фашисты — началась оккупация. Беляев не мог воевать — он почти не ходил. И уехать не смог. Он умер полупарализованный, от голода и холода. А жену и дочь фашисты угнали в Германию. Они даже не знали, где похоронен Александр Романович.
Потом жене передали все, что осталось от ее мужа — очки. Больше ничего не осталось. Романы, повести, рассказы. И очки. К дужке которых была прикреплена свернутая бумажка, записка. Там были слова, которые умирающий писатель написал для своей жены: "Не ищи меня на земле. Здесь от меня ничего не осталось. Твой Ариэль"
https://c.radikal.ru/c28/2201/6a/d8b9761a5615.jpg

+1

26

Иринка, спасибо, что напомнила. И спасибо за рассказ о судьбе автора. Ничего об этом не знала.

А книги Беляева в детстве очень любила. В 10 классе одна из одноклассниц перед самым выпуском попала в больницу с очень серьезным заболеванием. А помните как тогда в больницах было? Никаких развлечений. Только книги. Вот я и отнесла ей любимое издание Беляева. Вот такое:

https://forumupload.ru/uploads/000f/b9/e8/2/t13615.jpg

И очень потом страдала, что она мне книгу не вернула  :dontcare: .
В этом томике были : собственно сам "Остров погибших кораблей", "Подводные земледельцы", "Хойти Тойти",  "Над бездной" и "Светопреставление". Вот последний меня почему-то особенно впечатлил -  идея о том, что при замедлении скорости света люди начинают видеть события, отдаленные во времени. То есть глаза уже не служат так, как обычно, полагаться можно только на слух.   Собственно на этом и основан криминальный  сюжет рассказа о похищении журналистом, воспользовавшимся сложившейся ситуацией, политических документов из дома министра.  Вообще в пору школьного изучения физики, произведения Беляева очень  способствовали лучшему понимаю физических величин  - силы тяжести, скорости света. 

И еще одна книга Беляева, которой зачитывалась : Звезда КЭЦ. Вот такая :

https://forumupload.ru/uploads/000f/b9/e8/2/t987874.jpg

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно