С радостной новостью в эту тему.
В Северном округе нашей столицы на улице с милым названием Дубки на пересечении ее с Красностуденческим проездом находится одна из старейших московских трамвайных остановок. Точная дата ее постройки не известна. Одни исследователи говорят, что сооружена она была еще при царе, когда на окружающие Москву дачи дворянства и городской интеллигенции провели ветку железной дороги и пустили «паровичок» - паровой трамвай. А на пути следования паровичка архитектор Франц Когновицкий построил несколько деревянных павильонов, в том числе и этот.
А в 20-х годах прошлого столетия ученик Когновицкого Евгений Шервинский перестроил павильончик, добавив к нему чугунные детали — колонны и решетку в нижней части.
На этом маршруте, кстати,
работал кондуктором Константин Паустовский, он не раз отмечал в своих воспоминаниях красоту и легкость павильонов по маршруту следования.
Другие возражают, что остановка была возведена в 1941 году тем же Евгением Шервинским и приводят в доказательство вырезку из газеты «Московский транспортник от 24 апреля 1941 года:
«На трамвайной линии, что идёт по Ногатинскому шоссе, закончено сооружение 4-х пассажирских павильонов для ожидания. Павильоны построены по эскизу, утверждённому отделом внешнего благоустройства и оформления г. Москвы и представляют собой красивые сооружения. Такой же павильон построен по просьбе коллектива Тимирязевской сельскохозяйственной академии и на остановке «Красностуденческий проезд» в направлении к Михалкову».
Самое старое фото этой остановки датируется 1951 годом. Вот оно:
К началу 80-х годов остановочка обветшала, покосилась, но все еще верно служила местным жителям защитой от дождя и ветра в ожидании трамвая.
Фото 1982 года.
А потом наступили 90-е... И остановка в один непрекрасный день сгорела от неосторожно брошенного окурка. Но чугунное литье сохранилось! И администрация Тимирязевского района худо-бедно исторический павильончик восстановило.. Тем более, что место могло приносить доход в районный бюджет. Что оно и делало на протяжении десятка лет. В помещении остановки поселился срочный ремонт обуви и одежды и один из множества остановочных магазинчиков.
Фото начала 2000-х:
Ближе к сегодняшнему дню магазинчики из помещения остановки убрали, стояла она, намекая на былую красоту, но выглядела довольно уныло.
2016 г :
Ходили слухи, что принято решение остановку снести и построить на ее месте современный павильон-стекляшку. Но вот на днях выяснилось, что слухи эти не оправдались. На самом деле был проведен электронный аукцион, найден инвестор. Которому поставлена задача отреставрировать старейшую в Москве трамвайную остановку и только после этого получить ее в аренду. Говорят, что когда задумывали аукцион, очень боялись, что на него никто не придет. Поэтому организаторы на всякий случай в качестве условия предложили завлекательную льготу: после реставрации арендная плата будет составлять всего рубль за квадратный метр. На аукцион пришли сразу 5 инвесторов. Пять участников конкурировали на торгах за право долгосрочной аренды старейшего трамвайного павильона XIX века у парка «Дубки».
По договору на реставрацию отводилось 5 лет. Но инвестор, выигравший аукцион, справился раньше. И теперь старейшая остановка трамвая в Москве выглядит так:
Центральную часть этого павильона оставят для пользования пассажиров, а остальную территорию отдадут под магазин.
Бетонная плита с чугунными столбами (основание остановки) за столько времени заметно покосилась. Однако специалисты решили сохранить исторические подлинники, чтобы заново отлить столбы. Реставраторы отлили 18 малых капителей в виде снопов с колосьями по образцам, найденным внутри помещения, и ещё три капители для центрального фронтона. Тяжелее всего было монтировать между ними деревянные конструкции.
Но оно того стоило
Благодаря качественным реставрационным работам и ответственному подходу арендатора, остановка обрела вторую жизнь.