Фильм «Военный ныряльщик» 2000 г. США.
Фильм основан на биографии реального человека Карла Брашира - первого афроамериканца среди выпускников военно-морской школы водолазов и спасателей. Вот он:
Раз первый, сразу понятно, о чем фильм. Конечно, о преодолении расовой дискриминации в США. И действительно, это так. В первой части фильма речь идет о временах сразу после принятия законов о десегрегации. Когда законодательно вроде бы цветных допустили до всех сфер деятельности, а в реальности, как говорит один из героев фильма: "Для цветного во флоте есть три пути: кок, офицерский лакей и …уйти из флота."
Но на самом деле фильм даже не об этом. Не совсем об этом. Он о той самой "американской мечте", за которой рвутся в Америку из других стран, и основной постулат которой гласит, что это общество, где каждый имеет возможность получить то, что он заслуживает.
Вот завидую я американцам… Завидую тому, что есть у них такие фильмы, дающие примеры для подражания. Конечно, это фильм –агитка. И службу в ВМФ он пропагандирует, конечно. Не интересовалась, но не удивлюсь, если Военно-Морской флот США его каким-то образом спонсировал. Потому что служба водолаза трудна и страшна, а такие фильмы наверняка способствуют тому, чтобы приток молодежи в их ряды увеличился.
В свое время у нас Минмонтажспецстрой давал заявку Министерству культуры на пропаганду работы рабочих –монтажников. И тогда получилась "Высота" и песня "а мы - монтажники-высотники", которую до сих пор поют.
У нас богатейшая история, героев, преодолевших себя не меньше, уверена, что многократно больше, чем в Америке. Не потому, что мы лучше, потому что испытаний в истории было больше. А фильм, в котором любуются подобным подвигом человека, лишившегося ног, но вернувшегося в профессию, я, навскидку, вспомню только один: "Повесть о настоящем человеке". В каком году он снят? Правильно, в 1948. Тогда Министерство культуры понимало, что молодым людям обязательно нужно рассказывать о людях, преодолевших трудности и добившихся исполнения своей мечты. И вот это "основано на реальных событиях" многократно усиливает воздействие. А у нас сейчас талантливые сценарии и фильмы получаются чаще всего о том, что в борьбе человека и Системы выигрывает Система.
Так, ладно, хватит ныть. Скажу лучше о Роберте де Ниро, который вроде бы играет второстепенную роль, а на самом деле его таланту фильм и обязан ощущением достоверности. Де Ниро из тех талантов, кто умеет сыграть героя, который вообще-то положительный, отрицательными красками. Солдафон, пьяница, задира. Герой у него получился живой, динамичный, проходящий путь от расиста, считающего ниггеров вторым сортом, до ломающего свою карьеру ради профессионала, которого он уважает вне зависимости от цвета его кожи. Кстати, когда смотрела на Де Ниро в образе офицера Санди , все время вспоминала нашего Андрея Краско в роли каперанга Янычара в "72 мерах". Похожие образы. И еще вспомню про прием, о котором говорила чуть выше: положительный герой отрицательными красками. В нашем кинематографе такое тоже было. И не менее, а даже более талантливо. Потому что фильм был не о геройских поступках, а "производственный". Потому что эти отрицательные краски не были прописаны в сценарии, как у Де Ниро, а целиком и полностью заслуга актера. Был такой телевизионный спектакль театра Вахтангова "День-деньской". Он был бы скучным, как все производственные спектакли с невнятными образами-схемами. Был бы, если бы не великий Михаил Ульянов. Он сыграл своего директора-реконструктора очень неприятными приемами, гнусавый, занудный, просто мрак. А герой-то положительный оказывается. ))) Как и в жизни бывает.
Ладно, вернусь к "ныряльщику". В общем фильм рекомендую всеми лапами, как вы уже поняли.
Да, кстати, оригинальное его название "Men of Honor", что переводится как "Люди чести". Название полностью отражает идею и сюжет фильма. Зачем переводчикам понадобилось заменить емкое название на то, что видим на афише, я не знаю и не понимаю.